Меню

В куске картона сделайте иглой



В куске картона сделайте иглой

Урок по физике на тему:

«Наблюдение интерференции и дифракции света. Решение задач».

Цель урока: Продолжить формирование практических и интеллектуальных умений по наблюдению и описанию явлений интерференции и дифракции света.

Наблюдение и описание интерференции и дифракции света

I. Краткое фронтальное повторение по вопросам :

1. Что называется интерференцией света?

Ответ: Сложение двух волн, вследствие которого наблюдается устойчивая картина усиления, и ослабления результирующих колебаний во времени.

2 . При каких условиях явление можно наблюдать?

Ответ: В различных точках пространства источники волн должны быть когерентными, т.е. у них должна быть одинаковая частота и постоянная во времени разность фаз.

3. Включите в комнате две электрические лампы, что вы будете наблюдать?

Ответ: Усиление света во всех точках пространства.

Почему в этом случае не наблюдается интерференция света?

Ответ: Интерференция наблюдается от когерентных источников света, а лампочка или свеча — источники некогерентные.

4. Как получают когерентные световые волны?

Ответ : Получить когерентные волны можно, если пучок света от источника каким-либо способом разделить на два пучка и затем оба эти пучка свести вместе.

5 . Что называют дифракцией света?

Ответ: Явление огибания волнами препятствий.

6 . Почему трудно наблюдать дифракцию света?

Ответ: Дело в том, что волны отклоняются от прямолинейного распространения на заметные углы только на препятствиях, размеры которых сравнимы с длиной волны, а длина световой волны очень мала.

II Наблюдение интерференции.

«Огнями на просторе

Играет легкий шар,

То в нем синеет море,

То в нем горит пожар.

В нем столько блеску было

Была такая спесь.

А он воды и мыла

Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

Объяснение: Свет, падающий на переднюю, поверхность пленки мыльного пузыря толщиной d, частично отражается (луч 1 – путь АВС) и частично преломляется. После отражения преломленного луча от задней поверхности пленки в точке D луч2 преломляется в точке Е, попадая в глаз наблюдается в точке F. Отраженные лучи 1 и 2 сходятся в точке Р на сетчатке глаза. Разность хода отраженных лучей зависит от угла падения света на пленку. Для волн разной частоты (длины волны) и, следовательно, различного света, входящих в состав падающего света, интерференционные максимумы наблюдаются, поэтому в разных местах пленки. Неодноразность пленки по толщине также приводит к неоднородности отражения волн разного цвета от нее, что придает пленке радужную окраску.

Сейчас мы пронаблюдаем за пузырями через цветное стекло. И вы объясните наблюдаемые явления.

Объяснение: Если на пути светового пучка поставить красный светофильтр, то вместо радужных полос мы увидим одноцветные красные полосы, разделенные темными полосами. Если красный светофильтр заменить зеленым, светлые полосы будут зелеными.

II Наблюдение дифракции.

В куске картона сделано отверстие иглой. Посмотрите через него на раскаленную нить электрической лампы. Что вы видите? Объясните? Сделайте рисунок.

Объяснение: Дифракционная картина от освещенного отверстия представляет собой слабо заметные радужные полосы. Свет огибает непрозрачные края отверстия и заходит в область тени. Теория дифракции света основывается на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждую точку отверстия можно рассматривать как источник вторичных волн. Дифракционная картина, возникающая на экране — результат интерференции вторичных волн.

Поставьте перед источником света светофильтр. Что вы наблюдаете при этом? Объясните.

Объяснение: Радужные полосы становятся одноцветными.

Посмотрите на поверхность лазерного диска. Объясните причину образования радужной картины.

Объяснение: Лазерный диск, долгоиграющая пластинка – пример отражательных решеток, которые представляют собой чередование участков, отражающих свет и рассеивающих его.

III Решение задач.

1. Рассмотрим цветную вклейку в учебнике страница 192 рисунок 3. Кольца Ньютона.

Используя рисунок 2 и 3, определите длину волны зеленого света. Длина волны красного света 7,8 ·10 -7 м.

По рисунку 2 и 3 ответить на вопросы: Почему у красного света дифракционная картина шире? Как изменится дифракционная картина если дифракционную решетку заменить на другую с большим периодом?

Для монохроматического красного света

Для монохроматического фиолетового света

Ответ: Чем больше длина волны, тем дальше располагается тот или иной максимум от центрального максимума. Решетка с большим периодом создает уже спектр.

3. Какой наибольший порядок спектра можно наблюдать при падении на дифракционную решетку с периодом 1,2·10 -5 м света с длиной волны 5·10 -7 м.

Источник

Презентация упражнений «Прокалывание отверстия шилом» и «Шитьё по картону»

В зоне практической жизни детям 2,5–6 лет предлагают два интересных упражнения, тесно связанных между собой: «Прокалывание отверстия шилом» и «Шитьё по картону».

Вместе они образуют мини-цикл, так как одно занятие создаёт материал для другого.

Оба упражнения легко подготовить дома и показывать детям с 2,5 лет.

Читайте также:  Как сделать макет поезда из картона

Прокалывание отверстия шилом

Занятие преследует две прямые цели , которые имеют большинство УПЖ:

  • развитие точечного мышечного контроля;
  • формирование контроля и координации движений.

Вам понадобится следующий материал:

  • поднос, на котором лежит кусок войлока толщиной 7–10 мм;
  • шило с маленьким наконечником (до 1 см);
  • кусочки плотной бумаги с линией по центру (лежат на подставке).

Войлок служит защитой для стола, поэтому его толщина должна быть такой, чтобы при прокалывании картона и войлока остриё инструмента не достигло поверхности. Шило понадобится небольшое. Оно отличается от того, что используется в обычной жизни (см. фото). Его можно изготовить самостоятельно, приклеив к карандашу или небольшой палочке гвоздик без шляпки.

Пригласите ребёнка: «Сейчас я покажу тебе, как проделывать отверстия шилом в бумаге».

Положите в поднос, где уже лежат войлок и инструмент, две заранее подготовленные полоски картона с линией посередине. Попросите малыша отнести поднос на стол, где вы планируете показать занятие.

Сядьте рядом с дошкольником. Помните, что взрослый всегда садится справа от детей (за исключением случаев, когда малыш — левша).

Достаньте войлок и разместите перед собой так, чтобы малышу было хорошо видно, как вы прокалываете отверстия. Положите полоску плотной бумаги на материал. Все действия важно выполнять медленно, чтобы дошкольник видел и успевал понять, что вы делаете. Помните, что детская скорость восприятия отличается от взрослой.

Правой рукой возьмите шило так, как вы берёте карандаш, левой, придерживая бумагу, начните проделывать в ней отверстия на равном расстоянии друг от друга (примерно в 1 см), строго попадая в начерченную линию. При прокалывании нужно перемещать шило, а картонную заготовку оставлять на месте.

Поднимите картонку на свет и обратите внимание дошкольника на получившиеся дырочки. Покажите, куда отнести бумагу — в материал «Шитьё по картону».

Затем предложите самостоятельно проделать дырочки во второй заготовке. Когда малыш закончит, верните войлок и шило на поднос. Попросите маленького исследователя отнести всё это на место.

Упражнение можно разнообразить, приготовив разноцветные полоски картона, и усложнить, разместив на подносе плотную бумагу, на которой изображены фигуры и формы: круг, квадрат, контуры континентов. Можно дать дополнительное задание — обвести контур континента, а потом пробить по нему дырочки.

В прокалывании есть несколько точек интереса — моментов, которые особенно привлекают детей и стимулируют их выполнять занятие до конца:

  • использование самого шила;
  • удерживание заданного расстояния между отверстиями;
  • попадание инструментом строго на линию.

Важно: перед показом презентации ребёнок должен овладеть работой с ножницами.

Шитьё по картону

Занятие имеет следующие прямые цели :

  • уход за средой;
  • развитие контроля и координации движений;
  • формирование независимости;
  • развитие точного мышечного контроля.

Имеется и непрямая цель — подготовить детей к работе с другими упражнениям, например, пришиванием пуговиц.

Для презентации понадобится корзиночка или шкатулка, в которой находятся:

  • ножницы;
  • подушечка с цыганской иглой;
  • коробочка с нитками, разрезанными на кусочки достаточной длины, чтобы выполнить задание; можно использовать разноцветные мулине (2–5 цветов), чтобы у дошкольника был выбор и дополнительная точка интереса;
  • две полосками цветного картона с проколотыми на равном расстоянии друг от друга отверстиями на линии.

Рядом с корзинкой должна располагаться подставка, на которой стоят заготовки для упражнения. Они появляются из «Прокалывания шилом».

Помните, что весь материал должен быть подобран в едином стиле и цветовой гамме.

Предложите дошкольнику посмотреть презентацию: «Сейчас я тебе покажу, как шить». Возьмите с подставки одну цветную заготовку и поместите её в корзинку, скажите: «Ты можешь взять другую». Обратите внимание, что у малыша должен быть выбор — положите на подставку не меньше 3–4 полосок разного цвета.

Просим ребёнка отнести материал на стол. Садимся вместе с ним.

Достаём из корзинки и раскладываем слева направо в ряд следующие предметы:

  • подушечку с иглой;
  • коробочку с нитками;
  • ножницы.

Выбираем нить и вдеваем её в иголку. Медленно показываем, как завязать узелок. Для наглядности операция выполняется на столе, а не в воздухе, при этом нитку перемещаем по столу. Важно все действия выполнять медленно, останавливаясь после каждого шага, чтобы ребёнок успел зафиксировать, что и как вы делаете.

Не спеша продеваем иголку в первую дырочку на ½ иголки.

Переворачиваем заготовку так, чтобы ребёнок видел, откуда выходит инструмент, аккуратно протягиваем нитку дальше и затем натягиваем её.

Переворачиваем полоску, вставляем иглу во вторую дырочку на ½ длины, снова переворачиваем картонку, натягиваем нить и затем акцентируем внимание дошкольника на получившемся стежке. Так продеваем нить через все дырочки в бумаге.

Читайте также:  Как сделать паронепроницаемый потолок из гипсокартона

Аккуратно обрезаем ножницами нитку, вставляем иголку в подушечку и завязываем на конце нити узелок (необязательно). Затем предлагаем малышу самостоятельно повторить презентацию на выбранной им картонке.

Когда он закончит, предложите подписать работу и скажите: «Теперь я покажу тебе, куда ты можешь это отнести». Подготовьте определённое место для хранения получившихся поделок: это может быть вместительный ящик или небольшая шкатулка.

Покажите, как убрать презентацию на место, сложив предметы в той же последовательности, в какой вытаскивали. Попросите малыша вернуть её на полку. Далее подчеркните: «Теперь, когда ты захочешь шить, можешь сам брать этот материал».

В этой работе могут быть следующие точки интереса:

  • провести иглу через отверстие;
  • вдеть нитку в игольное ушко;
  • сделать узелок.

Если малыш не может сделать узелок самостоятельно, то, спустя какое-то время, покажите ему ещё раз эту операцию. Если есть старший ребёнок, то предпочтительнее, чтобы это показал он.

Примерно с трёх лет дети начинают сами продевать нитку в игольное ушко. Если раньше за них это делали вы, то теперь занятие представляет для малышей наибольший интерес. Если дошкольник пока не может вдеть нитку в иголку — помогите ему. Но не спешите с помощью сразу, сначала понаблюдайте. Дайте время выполнить операцию самостоятельно, скорее всего, после определённых усилий у него всё получится. Для взрослого здесь важно терпение и вера в детские возможности!

Упражнение стоит начинать с шитья по прямой линии. Отточив навык на этом варианте, можно усложнить материал, дополнив его заготовками с различными узорами, начиная с простых геометрических фигур.

Готовые полоски можно использовать в качестве закладок для книг. Листы с вышитыми геометрическими фигурами предложите ребёнку собрать в книгу и прошить.

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Рукоделие для детей в Монтессори-среде

Источник

Методическая разработка урока по физике. «Наблюдение интерференции и дифракции света. Решение задач».

Депобразования и молодежи Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

Методическая разработка урока по физике.

«Наблюдение интерференции и дифракции света. Решение задач».

Цель урока: Продолжить формирование практических и интеллектуальных умений по наблюдению и описанию явлений интерференции и дифракции света.

Наблюдение и описание интерференции и дифракции света

I. Краткое фронтальное повторение по вопросам :

1. Что называется интерференцией света?

Ответ: Сложение двух волн, вследствие которого наблюдается устойчивая картина усиления, и ослабления результирующих колебаний во времени.

2 . При каких условиях явление можно наблюдать?

Ответ: В различных точках пространства источники волн должны быть когерентными, т.е. у них должна быть одинаковая частота и постоянная во времени разность фаз.

3. Включите в комнате две электрические лампы, что вы будете наблюдать?

Ответ: Усиление света во всех точках пространства.

Почему в этом случае не наблюдается интерференция света?

Ответ: Интерференция наблюдается от когерентных источников света, а лампочка или свеча — источники некогерентные.

4. Как получают когерентные световые волны?

Ответ : Получить когерентные волны можно, если пучок света от источника каким-либо способом разделить на два пучка и затем оба эти пучка свести вместе.

5 . Что называют дифракцией света?

Ответ: Явление огибания волнами препятствий.

6 . Почему трудно наблюдать дифракцию света?

Ответ: Дело в том, что волны отклоняются от прямолинейного распространения на заметные углы только на препятствиях, размеры которых сравнимы с длиной волны, а длина световой волны очень мала.

II Наблюдение интерференции.

«Огнями на просторе

Играет легкий шар,

То в нем синеет море,

То в нем горит пожар.

В нем столько блеску было

Была такая спесь.

А он воды и мыла

Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

Объяснение: Свет, падающий на переднюю, поверхность пленки мыльного пузыря толщиной d , частично отражается (луч 1 – путь АВС) и частично преломляется. После отражения преломленного луча от задней поверхности пленки в точке D луч2 преломляется в точке Е, попадая в глаз наблюдается в точке F . Отраженные лучи 1 и 2 сходятся в точке Р на сетчатке глаза. Разность хода отраженных лучей зависит от угла падения света на пленку. Для волн разной частоты (длины волны) и, следовательно, различного света, входящих в состав падающего света, интерференционные максимумы наблюдаются, поэтому в разных местах пленки. Неодноразность пленки по толщине также приводит к неоднородности отражения волн разного цвета от нее, что придает пленке радужную окраску.

Сейчас мы пронаблюдаем за пузырями через цветное стекло. И вы объясните наблюдаемые явления.

Объяснение: Если на пути светового пучка поставить красный светофильтр, то вместо радужных полос мы увидим одноцветные красные полосы, разделенные темными полосами. Если красный светофильтр заменить зеленым, светлые полосы будут зелеными.

Читайте также:  Как с салфетки сделать цифру 2 на картоне

II Наблюдение дифракции.

В куске картона сделано отверстие иглой. Посмотрите через него на раскаленную нить электрической лампы. Что вы видите? Объясните? Сделайте рисунок.

Объяснение: Дифракционная картина от освещенного отверстия представляет собой слабо заметные радужные полосы. Свет огибает непрозрачные края отверстия и заходит в область тени. Теория дифракции света основывается на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждую точку отверстия можно рассматривать как источник вторичных волн. Дифракционная картина, возникающая на экране — результат интерференции вторичных волн.

Поставьте перед источником света светофильтр. Что вы наблюдаете при этом? Объясните.

Объяснение: Радужные полосы становятся одноцветными.

Посмотрите на поверхность лазерного диска. Объясните причину образования радужной картины.

Объяснение: Лазерный диск, долгоиграющая пластинка – пример отражательных решеток, которые представляют собой чередование участков, отражающих свет и рассеивающих его.

1. Рассмотрим цветную вклейку в учебнике страница 192 рисунок 3. Кольца Ньютона.

Используя рисунок 2 и 3, определите длину волны зеленого света. Длина волны красного света 7,8 ·10 -7 м.

По рисунку 2 и 3 ответить на вопросы: Почему у красного света дифракционная картина шире? Как изменится дифракционная картина если дифракционную решетку заменить на другую с большим периодом?

Для монохроматического красного света

Для монохроматического фиолетового света

Ответ: Чем больше длина волны, тем дальше располагается тот или иной максимум от центрального максимума. Решетка с большим периодом создает уже спектр.

3. Какой наибольший порядок спектра можно наблюдать при падении на дифракционную решетку с периодом 1,2·10 -5 м света с длиной волны 5·10 -7 м.

Подведем итоги урока.

IV Домашнее задание:

Повторить §72. Задачи (Рымкевич): №1170-1174

Источник

Задание 63

Физика А.В. Перышкин

1.В куске плотного картона сделайте отверстие диаметром 3—5 мм. Расположите этот кусок картона на расстоянии примерно 10—15 см от стены, находящейся против окна. На стене вы увидите уменьшенное, перевёрнутое, слабо освещённое изображение окна. Получение такого изображения предмета через малое отверстие служит ещё одним доказательством прямолинейного распространения света. Объясните наблюдаемое явление.

Надо выполнить самостоятельно, чтобы убе­диться в прямолинейном распространении света.

2. Чтобы получить изображение предмета при помощи малого отверстия, изготовьте прибор, называемый «камера-обскура» (тёмная комната). Для этого картонную или деревянную коробку обклейте чёрной бумагой, в середине одной из стенок проделайте маленькое отверстие (примерно 3—5 мм в диаметре), а противоположную стенку замените матовым стеклом или плотной бумагой. Получите при помощи изготовленной камеры-обскуры изображение хорошо освещённого предмета. Такие камеры раньше использовали для фотографирования, но только неподвижных объектов, так как выдержка должна была составлять несколько часов.

Надо выполнить самостоятельно.

3. Подготовьте презентацию по теме «Солнечные и лунные затмения».

Солнечные и лунные затмения

Затмение — астрономическое явление, при ко­торой одно небесное тело заслоняет свет от другого небесного тела.

Наиболее известны и наблюдаемы лунные и сол­нечные затмения.

Схема лунного затмения такова: лунное затме­ние наступает, когда Луна входит в конус тени, отбрасываемой Землёй. Диаметр пятна тени Земли на расстоянии 363000 км (минимальное расстояние Луны от Земли) составляет около 2,5 диаметров Луны, поэтому Луна может быть затенена целиком.

Солнечное затмение происходит, когда Луна попадает между наблюдателем и Солнцем и заго­раживает его. Поскольку Луна перед затмением обращена к нам неосвещённой стороной, то перед затмением всегда бывает новолуние, то есть Луна не видна. Создаётся впечатление, что Солнце за­крывается чёрным диском; наблюдающий с Земли видит это явление как солнечное затмение. Весьма длительное солнечное затмение произошло 15 ян­варя 2010 года в Юго-Восточной Азии и длилось более 11 минут.

В древности солнечные и лунные затмения вызывали у людей суеверный ужас. Считалось, что затмения предвещают войны, голод, разорение, массовые болезни. Если диск Солнца полностью закрывается диском Луны, то затмение называют полным. Случается, что в момент максимальной фазы затмения от Солнца остается видимым яркое узкое кольцо. Такое затмение называется кольце­образным. И, наконец, Солнце может не полностью скрываться за диском Луны из-за несовпадения их центров на небе. Такое затмение называется част­ным. Наблюдать такое красивое образование, как солнечная корона, можно лишь во время полных затмений.

На Луне тоже бывают солнечные затмения. На Земле в это время происходят лунные затмения. Полные солнечные затмения можно видеть только в тех областях Земли, по которым проходит полоса тени Луны. Хотя солнечные затмения происходят чаще лунных, в каждом отдельном месте Земли солнечные затмения наблюдаются гораздо реже лунных.

Источник