Меню

Летательные аппараты да винчи сделать из картона или бумаги



13 уникальных самолетиков из бумаги, летающих рекордно далеко

Бумажные самолетики – одно из любимых развлечений детей, ведь их можно сделать своими руками и принять участие в соревнованиях со сверстниками – чей самолет пролетит дальше, выше, либо дольше продержится в полете. А также можно устроить битвы в воздухе, стараясь столкнуть два самолетика друг с другом, наблюдая, какой из них победит.

Чтобы сделать оригинальный самолетик из бумаги, который будет привлекательно выглядеть и прекрасно летать, предлагаем рассмотреть 13 схем складывания этого бумажного авиатранспорта.

Варианты для новичков

Есть несколько способов изготовить бумажный самолет, которые доступны даже детям. При этом он будет превосходно парить в воздухе и сможет преодолевать расстояние до 100 метров.

Главным правилом при создании даже самого простого классического самолетика из бумаги является симметричность обеих сторон, которые впоследствии будут крыльями.

1. Классический

2. Пиранья

Способ изготовления такого самолета довольно прост, не потребуется никаких специальных знаний и навыков:

Еще один несложный метод складывания далеко и долго летящего самолета:

3. Истребитель

Варианты для детей постарше

Для более опытных конструкторов есть варианты изготовления моделей посложнее, однако они также более интересны в плане аэродинамических способностей и могут обладать такими свойствами, как:

  • Возможность прямого планирования (когда авиалайнер сконструирован таким образом, чтобы не заваливаться на бок).
  • Дальность полета (от 100м).
  • Длительность нахождения в воздухе.

Итак, рассмотрим самолет, который может полететь далеко. Вот как этот красавец будет выглядеть:

4. Дальний

А вот этапы его сборки:

Чтобы соорудить устойчивый, прямо и быстро летающий и не заваливающийся на бок самолет, воспользуйтесь следующей схемой:

5. Устойчивый

Отдельного внимания заслуживает самолет с большими крыльями, который также обладает достаточной быстротой полета и длительностью пребывания в воздухе.

6. Большие крылья

Для тех, кому захочется создать самолет, не боящийся столкновений, создан бумажный авиатранспорт с тупым носом, который, при этом, превосходно летает.

7. Без столкновений

Одной из любимых увлеченными авиаконструкторами моделей самолетов является мощная и быстрая «Гроза», которая собирается следующим образом:

В итоге вы получаете вот такой прекрасный самолет:

8. Гроза

А вот еще три разноплановых модели с отличными показателями скорости и дальности полетов:

9. Три вида

Летательные аппараты для профи

Некоторые самолеты, хоть и складываются просто из бумаги без применения каких-либо дополнительных вспомогательных средств, но для их изготовления потребуется профессиональный подход. Например, для модели суперистребителя.

10. Суперистребитель

Существуют также бумажные самолеты, для изготовления которых понадобятся ножницы, клей, внимательность и аккуратность, поэтому лучше делать их вместе со взрослыми или, если у вас уже достаточно опыта в сооружении подобных конструкций.

11. «Летающее крыло»

Сначала нужно согнуть лист бумаги по пунктирным линиям (рис. 1-5), потом поднять верхнюю часть, образовав прямоугольник, и разрезать в соответствии с рис.6. На рис. 8-10 показано, как сделать микрофюзеляж (он же – ребро жесткости), за него надо держать самолетик при запуске. Изготовление консольных килей показано на рис. 11-13.

Главное – правильно изготовить «двигатели», манипуляции с ними показаны на рис. 16-18 – они изготавливаются методом сворачиания и проклеивания бумаги «трубочкой». Для лучшего полета требуется утяжелить нос – вырезается несколько треугольников (рис. 19), которые потом наклеиваются на переднюю кромку крыла (рис. 20). Изготовление элеронов показано на рис. 21.

Если вы обожаете авиацию и все, что с ней связано, дело осталось за малым – выбрать нужный вам вариант самолета из бумаги и приступить к сборке. Желаем удачи!

Источник

Юникоптер из бумаги

Юникоптер из бумаги

Привет любители склеивать модели летательных аппаратов из бумаги! Сегодня мы предлагаем вам сделать бумажную модель разновидности вертолета напоминающего внешним видом чертежи вертолета Леонардо да Винчи. Этот аппарат называется – юникоптер.

Модель юникоптера имеет много круглых и закругленных деталей, поэтому склеить его будет трудноватым заданием.

Склеиваем юникоптер из бумаги

  • Чертежи данной модели имеют яркую разноцветную окраску, поэтому если вы хотите сделать точную копию, имеющую красивый вид, напечатать схемы деталей нужно будет на цветном принтере.
  • Бумагу для изготовления модели возьмите обычную для принтера А-4, т.к. из тонкой бумаги будет легче склеить круглые детали.
  • Почти все детали будет удобно вырезать обычными ножницами, однако, для вырезания отверстий лучше использовать острый канцелярский нож.
  • Так как склеивать круглые детали не просто, то после нанесения клея на склеиваемые поверхности, дайте ему подсохнуть секунд 30, а затем только соединяйте их.
  • Клей для этих целей подойдет любой для бумаги. Это может быть и специальный для бумажных поделок типа «Момент», и обычные ПВА, силикатный и сухой клей карандаш.
  • Для того чтобы придать заготовке цилиндрический вид, намотайте ее на фломастер или карандаш.

Схемы юникоптера из бумаги

Юникоптер из бумаги схема для склеивания 1

Юникоптер из бумаги схема для склеивания 2

Юникоптер из бумаги схема для склеивания 3

Юникоптер из бумаги схема для склеивания 4

Юникоптер из бумаги схема для склеивания 5

Юникоптер из бумаги схема для склеивания 6

Юникоптер из бумаги схема для склеивания 7

Для того чтобы облегчить склеивание юкоптера рекомендуем скачать инструкцию

Источник

12 гениальных изобретений Леонардо да Винчи

Известную личность окружает множество загадок. Леонардо стал знаменитым еще при жизни, и уже много веков интерес к нему и его творениям не ослабевает. Казалось, ему подвластно все: живопись, архитектура, медицина, музыка, механика – только гений мог успешно изучать настолько разные сферы жизни и науки. Сегодня мы расскажем об изобретательском таланте Леонардо да Винчи и изучим самые гениальные его изобретения.

Летательные аппараты

Вертолет Леонардо да Винчи

Одним из интереснейших изобретений Леонардо да Винчи является аппарат, ставший прототипом современного вертолета. Несмотря на ряд недостатков с точки зрения современного вертолетостроения, конструкция была весьма реалистична. Винтовой механизм, расчеты оптимальных параметров для полета, схемы и чертежи – все говорит о понимании изобретателем основных принципов работы летательного аппарата.

Самолет Леонардо да Винчи

Новой попыткой изобретения летательного аппарата стали работы по созданию самолета. Наблюдая за птицами, изучая пропорции и особенности строения их крыльев, Леонардо да Винчи пытался создать искусственное крыло и конструкцию, способную взлететь в воздух. Получившийся летательный аппарат – вполне рабочая версия современного дельтаплана.

Парашют Леонардо да Винчи

Изобретатель сделал все необходимые расчеты для конструирования летательного аппарата, предназначенного для плавного и безопасного спуска с большой высоты. Парашют сделан в виде каркаса, обтянутого плотной тканью, и напоминающего по форме пирамиду. В дальнейшем эскизы парашюта и расчеты были использованы для создания современного парашюта.

Колесная механика

Самоходная тележка Леонардо

Конструкция тележки напоминает современный автомобиль. Анализ чертежей не смог объяснить, каким образом она должна приводиться в движение. Возможно, предполагалось использование пружинного механизма.

Роботизированный рыцарь Леонардо да Винчи

Это устройство стало возможным благодаря тщательному изучению мастером анатомии человека. Оно было создано при жизни изобретателя. Робот служил развлечением для гостей. Предположительно он умел ходить, сидеть и двигать челюстями.

Танк Леонардо да Винчи

Схема была изготовлена на заказ и представляла собой бронированную машину, напоминающую черепаху. По сторонам конструкции должны были располагаться орудия, а внутри было место для «экипажа».

Подшипник Леонардо да Винчи

Среди рисунков гения были найдены изображения шарикового подшипника. Если проанализировать изобретения Леонардо да Винчи, многие из них должны были работать с помощью этого устройства.

Подъемные механизмы

Краны для подъема грузов Леонардо да Винчи

Были найдены чертежи подъемных кранов различных модификаций. Среди них кран для подъема длинных грузов, молоточная система для подъема объектов, кран на платформе, передвижной подъемный кран. В этой сфере мастер добился серьезных результатов.

Архитектурные изобретения

Мосты Леонардо да Винчи

Известно о нескольких вариантах изобретенных мостов. Подвесной мост, раздвижной мост, арочный самоподдерживающийся мост. К сожалению, большинство из этих изобретений остались лишь проектами.

Читайте также:  Как сделать книгу из бумаги и оформить

Водные приспособления

Усовершенствование архимедова винта

Изобретатель доработал механизм, созданный Архимедом. Благодаря этому стала возможна работа винта с меньшими потерями, а объем доставляемой воды увеличился. Принцип работы механизма до сих пор используется в сельском хозяйстве и устройстве насосных станций.

Водолазный костюм Леонардо

Экспериментальная конструкция, созданная по чертежам изобретателя, была не совсем идеальна, но общее описание и схема были верными. По логике мастера, водолазы в этом костюме были способны дышать под водой, используя специальный подводный колокол. Предполагалось также, что аппарат будет оснащен стеклянной маской и дыхательной трубкой.

Колесная лодка Леонардо да Винчи

Леонардо смог создать чертежи лодки с лопастями и гребным колесом. С помощью педального механизма колесо вращалось, и лодка приводилась в движение. Во времена гения водное сообщение было особенно актуальным, и изобретение имело большое практическое значение.

Вам будет интересно:

· Загадочные сумки древних скульптур – каково было их предназначение?

· Что нам готовит будущее: 5 вероятных сценариев развития нашей цивилизации.

Источник

Летательные аппараты да винчи сделать из картона или бумаги

Леонардо да Винчи был убежден, что «человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух».

Убежденный в своей правоте, он начал разрабатывать аппарат, приводимый в движение только силой мышц человека, и позволяющий ему парить в воздухе как птица. Существует множество рисунков такого «ornitotteri», придуманных Леонардо. Одни из них изображают лежащего человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям; другие — движение вперед при помощи более совершенной системы винтов и шкива. Есть и рисунки человека, расположенного вертикально в летательном корабле, на педали которого он нажимал руками и ногами.

Чтобы сконструировать крылья «ornitotteri», Леонардо изучал анатомию птичьего крыла, учитывая функции и распределение его перьев. Наблюдая за полетом птицы, ученый заметил, что она по-разному машет крыльями, когда зависает в воздухе, летит вперед или приземляется. Его интересовали также перепончатые крылья летучих мышей. На основе этих наблюдений Леонардо сконструировал огромные крылья, предназначенные не только для поднятия человека в воздух, но и удержания его в полете, благодаря элеронам и шарнирам. Он собирался имитировать воздушную акробатику птиц, их способность беречь энергию в полете и точно приземляться. До конца XV столетия Леонардо был убежден, что сможет осуществить проект механического полета. Однако его беспокоило то обстоятельство, что возможности мышц человека ограничены. Поэтому он собирался вместо энергии мускулов использовать механизм лука, который обеспечивал бы движение вперед. Впрочем, лук не решал проблем автономности в полете, возникающих при быстром раскручивании пружины.

С 1503 по 1506 г. Леонардо был занят исследованиями в Тоскане. Атмосферные условия, наличие или отсутствие ветра, соответствующие метеорологические и аэродинамические явления заставили его отказаться от своей старой идеи об «инструменте», основанном на взмахе крыльев, и признать”полет без движения крыльев”.

Наблюдая, как большие птицы позволяют воздушным потокам подхватить и нести их в воздухе, Леонардо думал об оснащении человека большими составными крыльями, которые дадут ему возможность войти в подходящий воздушный поток при помощи несложных движений тела и не затратить много сил на это. Человек будет свободно парить, пока не опустится на землю как “сухой лист”.

Систематические исследования, предпринятые Леонардо в начале XVI в., привели его к необходимости изучить “качество и плотность воздуха”. Для этой цели он сконструировал гидроскопические инструменты. Леонардо подчеркивал,что законы аэродинамики аналогичны законам гидростатики, т.е.наука о воде является зеркальным отражением науки о ветре, ”которую (науку о ветре) мы покажем через движение воды и эта важная наука станет шагом вперед в понимании полета птицы в воздухе».

На самом деле конструирование аппаратов способных летать издавна привлекало внимание человека. Увлечение авиамоделизмом, которое у многих начинается с воздушных змеев и бумажных самолетиков, в наше время успешно реализовано за счет производителей радиоуправляемых моделей. Модели самолетов сложно назвать игрушками, потому что большинство из них участвуют в серьезных соревнованиях. Профессионалы разделяют авиамоделизм на любительский и спортивный, при этом первый тип увлечения имеет наибольшее число поклонников.

Идея полета в трудах Леонардо да Винчи

Дмитрий Алексеевич Соболев, канд.техн. наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, РАН

Одной из самых интересных страниц в многогранном творчестве Леонардо да Винчи являются исследования, посвященные проблеме полета человека. Леонардо был первым из ученых, кто всерьез занялся изучением этой темы. В его рукописях встречаются рисунки и краткие описания различных летательных аппаратов. К этой теме он возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности: первые проекты летательных машин относятся к середине 80-х гг. XV века, а последние датируются вторым десятилетием XVI века.

Наиболее многочисленны проекты аппаратов с машущими крыльями — орнитоптеров. Это вполне естественно, так как образцом для подражания на раннем этапе развития авиации всегда была птица.

Первый известный проект летательной машины Леонардо да Винчи — это проект орнитоптера, где человек должен находиться в лежачем положении (1485-1487 гг.) (рис. 1). Для взмахов крыльями нужно использовать и силу рук, и силу ног «пилота». Ось крыла располагалась таким образом, чтобы при движении вниз оно одновременно двигалось назад, создавая наряду с подъемной силой и силу, направленную вперед, необходимую для горизонтального полета.

Леонардо не только привел краткое описание конструкции, но и дал рекомендации об испытаниях аппарата. Он писал: «Этот прибор ты испытаешь над озером и наденешь в виде пояса длинный мех, чтобы при падении не утонуть. Надобно также, чтобы опускание крыльев производилось силою обеих ног одновременно, дабы ты мог задерживаться и балансировать, опуская одно крыло быстрее другого, смотря по надобности, так, как ты видишь это делают коршуны и другие птицы. И притом опускание посредством двух ног всегда бывает более мощным, чем посредством одной. А поднимание крыльев должно совершаться силою пружины или, если хочешь, рукою, а еще лучше поднятием ноги, это — лучше, потому что руки у тебя тогда свободнее» (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведени. М.1955. С. 605).

Для управления высотой полета да Винчи предложил оригинальный механизм, состоящий из подвижного горизонтального хвостового оперения, соединенного с обручем на голове человека. Поднимая и опуская голову, испытатель должен был, по замыслу Леонардо, поднимать и опускать хвостовую поверхность орнитоптера (рис. 2).

Стремясь уменьшить затраты сил на движение крыльями, великий итальянский изобретатель предложил делать на машущих поверхностях специальные матерчатые клапаны, которые при движении крыла вниз плотно прижимались бы к натянутой на арматуру крыла сетке, а при обратном ходе открывались, позволяя свободно проходить воздуху. Похожая идея применялась позднее другими конструкторами орнитоптеров.

Еще одним вариантом орнитоптера, предложенным Леонардо в те же годы, был аппарат, в котором человек должен был осуществлять взмахи крыльями, наподобие велосипедиста вращая ногами колеса, соединенные рычагами с силовой конструкцией крыльев (рис. 3). На наброске этого аппарата обращает на себя внимание нечто напоминающее колокольчик, подвешенный перед лицом «пилота». Исследователи до сих спорят, что бы это могло быть. На мой взгляд, данное устройство — это маятник, предназначенный для индикации положения в пространстве. Известно, что примерно в 1485 г. ученый сделал эскиз такого устройства (рис. 4). Если это так, то мы видим первый рисунок авиационного прибора.

Наиболее известный проект — орнитоптер-лодка (рис. 5). Он датируется примерно 1487 г. Судя по всему, человек должен был сидеть или стоять в лодке, двигая соединенные с крыльями рычаги. Еще один рычаг предназначался для поворотов горизонтального руля, напоминающего по форме хвост птицы.

В конце 1480-х гг. Леонардо да Винчи делает чертеж и описание большой летательной машины с двумя парами машущих крыльев (рис. 6). Стоящий в чем-то наподобие чаши, мужчина приводил крылья в движение с помощью системы блоков. Интересно, что аппарат имел убираемое шасси; опоры могли складываться вверх с помощью ворота и тросов (рис. 7).

Читайте также:  Как сделать шляпу из бумаги для фокусов

Леонардо так объяснял концепцию своего нового орнитоптера: «Я решил, что стоять на ногах лучше, чем лежать плашмя, ибо прибор никогда не может перевернуться вверх ногами. Подъем и опускание при движении [крыльев] будут производиться опусканием и подниманием обеих ног, что дает большую силу, а руки остаются свободными. Если бы тебе пришлось бы лежать плашмя, то ноги, в берцовых суставах, сильно уставали бы. » (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения..С.606).

Данное рассуждение, конечно, верно, но тем не менее этот проект следует отнести к наименее удачному результату творческих изысканий Леонардо да Винчи. Очень большие размеры аппарата: размах крыльев — 40 локтей (около 16 м), высота конструкции — 25 локтей (10 м), сложная и тяжелая трансмиссия — все это делало шансы на подъем в воздух еще менее реальными, чем у прежних орнитоптеров.

По-видимому, со временем Леонардо сам понял нереальность своего замысла. Возможно, он даже проводил какие-то опыты, так как в его записках 1485-1490 гг. есть рисунок эксперимента по определению подъемной силы машущего крыла (рис. 8). Чуть позднее он указал на возможность использования в качестве источника энергии для движения крыльев сжатый с большой силой лук (рис. 9). При распрямлении мощный лук действительно мог создать большой импульс сил, но он был бы очень кратковременным, и в лучшем случае машина могла бы только подпрыгнуть вверх.

Подсказку для выхода из этой тупиковой ситуации дало тщательное изучение механизма полета птиц, которым ученый увлекся на рубеже XV-XVI вв. Наблюдение за пернатыми натолкнуло его на верную мысль о том, что основная тяга в полете создается концевыми частями крыла. В результате в самом конце XV в. Леонардо делает чертеж принципиально нового проекта орнитоптера — с крылом, состоящим из двух шарнирно соединенных частей (рис. 10). Взмахи должны были осуществляться внешними частями, составляющими около половины общей площади крыла. Данная идея, являющаяся первым шагом в зарождении концепции аппарата с неподвижным крылом — самолета, нашла практическое воплощение в последнем десятилетии XIX в. в экспериментах знаменитого немецкого пионера авиации О. Лилиенталя. Известно, что тот пробовал совершать полеты с планером, концы крыла приводились в движение от закрепленного на его теле двигателя (рис. 11).

Следующий шаг в эволюции взглядов Леонардо на конструкцию летательной машины связан с исследованием им механизма парящего и планирующего полета пернатых. Он пришел в выводу: «. Когда птица находится в ветре, она может держаться на нем без взмахов крыльями, ибо ту же роль, которую при неподвижном воздухе крыло выполняет в отношении воздуха, выполняет движущийся воздух в отношении крыльев при неподвижных крыльях» (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.497).

Основываясь на этом принципе, известным в наши дни как принцип обратимости движения, Леонардо приходит к выводу: не человек должен крыльями отталкивать воздух, а ветер должен ударять в крылья и нести их в воздухе, как движет он парусный корабль. Тогда пилоту летательной машины необходимо будет только обеспечивать равновесие с помощью крыльев. «Не нужно много силы, чтобы поддерживать себя и балансировать на своих крыльях и направлять их на путь ветров и управлять своим курсом, для этого достаточно небольших движений крыльями», — пишет Леонардо да Винчи в 1505 г. (Giacomelly, R. The aerodynamics of Leonardo da Vinci // Aernautical Journal. 1930. Vol. 34. P. 1021)

Опираясь на разработанную им концепцию, ученый задумал создать новый тип летательного аппарата. Скорее всего он должен был принципиально отличаться от орнитоптеров прежних лет. По мнению итальянского исследователя творчества Леонардо да Винчи Р. Джакомелли, это мог быть моноплан с размахом крыльев приблизительно 18 м, предназначенный для полетов в восходящих потоках воздуха (по современной терминологии — планер-паритель). Крылья были подвижные, но по сравнению с предшествующими проектами подвижность их была весьма ограничена и служила бы только для балансировки (Giacomelly, R. Leonardo da Vinci e il volo meccanico // L’Aerotechnica. 1927. No. 8. P. 518-524.).

Пилотируемая «искусственная птица» должна была стартовать с вершины горы Монте Чечери (гора Лебедя) в окрестностях Флоренции и, подхваченная вертикальными потоками, подняться в воздух. «Большая птица начнет первый полет со спины своего исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, — вечной славой гнезду, где она родилась», — написал Леонардо да Винчи в своем «Трактате о полете птиц» (1505 г.) (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.494).

Но Италии не суждено было стать родиной планеризма. Загруженный многочисленными заказами, Леонардо так и не смог приступить к осуществлению своей идеи (или не захотел — для него всегда было интереснее генерировать проекты и постулаты, нежели воплощать их в жизнь).

Незадолго до смерти ученый еще раз вернулся к мыслям о движении по воздуху с помощью неподвижного крыла. В его рукописи, хранящейся в Институте Франции в Париже, есть малоизвестный рисунок, датируемый 1510-1515 гг. (рис. 12). На нем изображен человек, который, держась руками за плоскость, спускается по воздуху, и имеется указание о способе управления: «Этот [человек] будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук» (Gibbs-Smith, С. Leonardo da Vinci’s aeronautics. London, 1967. P. 21.). По-видимому, данная идея простейшего балансирного планера, или, точнее, управляемого парашюта, возникла у Леонардо в результате наблюдения за падением листа бумаги в воздухе.

Говоря о изысканиях Леонардо да Винчи в области полета, нельзя не упомянуть еще о двух пионерских проектах — проекте парашюта и проекте вертолета. Оба они сделаны в 1480-е гг., одновременно с первыми предложениями по созданию орнитоптеров.

Рисунок спускающегося на пирамидовидном парашюте человека (рис. 13) Леонардо сопроводил надписью: «Если у человека шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя» (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.615).

Знакомое многим изображение вертолета Леонардо да Винчи (рис. 14) представляет собой первый проект вертикально взлетающего летательного аппарата. В отличие от современных вертолетов с лопастным винтом, эта машина должна была подниматься в воздух с помощью хорошо известного в XV в. архимедова винта, диаметром около 8 м. Несмотря на то, что винт должен был раскручиваться вручную, Леонардо да Винчи верил в осуществимость своего проекта: «Я говорю, что когда этот прибор, сделанный винтом, сделан хорошо, т.е. из полотна, поры которого прокрахмалены, и быстро приводится во вращение [. ] названный винт ввинчивается в воздух и поднимается вверх».

Как всякие первые предложения, эти проекты были еще несовершенны. Парашют не имел специального отверстия в вершине купола, обеспечивающего устойчивую траекторию снижения, а в проекте вертолета не учитывалось влияние реактивного момента от вращения винта, который раскручивал бы расположенную внизу конструкцию, далека от наилучшей была и форма винта. Но тем не менее оба они представляют собой выдающиеся технические предвидения.

Замечательные идеи Леонардо да Винчи долгое время оставались неизвестными, так как он не опубликовал результаты своих исследований. В конечном итоге то, к чему Леонардо пришел в течение нескольких десятилетий, затянулось на века. Только в XVIII столетии на смену безуспешным попыткам полета с помощью взмахов прикрепленными к рукам и ногам крыльями пришли первые проекты летательных аппаратов с образующим подъемную силу неподвижным крылом и небольшими подвижными крыльями для создания направленной вперед силы — Сведенборга (Швеция, 1716 г.), Бауэра (Германия, 1763 г.), Кейли (Англия, 1799 г.). Полеты на балансирных планерах начались в конце XIX в., а первые вертолеты появились только в XX в.

Читайте также:  Как сделать крылья на костюм из бумаги

Анализ развития взглядов на конструкцию крылатого летательного аппарата в трудах Леонардо да Винчи и в работах последующих пионеров авиации позволяет сделать следующий общий вывод: вопреки распространенной среди историков авиации точке зрения, идея самолета зародилась не сама по себе как альтернативная орнитоптеру концепция, а «выросла» из проектов аппаратов с машущим крылом через ряд промежуточных образцов полусамолетов-полуорнитоптеров, автором первых из которых был великий Леонардо.

Вертикальный «ORNITOTTERO»
Необходимость в более мощном источнике энергии привела Леонардо к мысли задействовать все части человеческого тела в процессе полета. На рисунке — человек, управляющий скользящими механизмами не только с помощью рук и ног, но и головы, которая, по словам Леонардо, «имеет силу, равную 200 фунтам» . Человек стоит в центре огромного сосуда, который представляет собой чашу диаметром 12 м, снабженную лестницей (12 м). Крылья аппарата имели ширину 24 м и размах 4,8 м. На этом аппарате Леонардо предполагал использовать две пары крыльев, машущих поочередно.

Вертолет
Данный рисунок — изображение «предка» современного вертолета. Радиус винта — 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми , которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта — требовалось быстро раскрутить трос под осью. «Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т. е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх»

Гидроскоп
Гидроскоп — прибор, изобретенный Альберти. Он представлял собой простой набор шкал с гидроскопичесим веществом (хлопковая вата, губка и т.д.) и воском, не впитывающим воду. По словам Леонардо, прибор применялся для того, ” чтобы узнать качество и плотность воздуха и когда пойдет дождь ”.

Измеритель величины наклона
Этот прибор представляет собой маятник, помещенный внутрь стеклянного сосуда (в форме колокола), служащий для того, чтобы «направить аппарат (летательный) прямо или под наклоном, как предпочитаете, т. е. когда захочется лететь прямо, установите шарик в середину круга».

Исследование балансировки
Движения планера в полете контролировались подвижными крыльями и балансированием летчика: «человек должен быть свободен книзу от талии, чтобы он мог себя уравновесить, хотя и находится при этом в лодке, и так, чтобы его центр тяжести совпадал с центром тяжести всей конструкции и был уравновешен с ним».

Исследование равновесия
Ученый провел исследование равновесия планера c целью определения центра гравитации у птицы. Рисунков этого планера не существует, но известно, что он должен был быть построен из легких материалов: бамбука и ткани с креплениями и оттяжками из сырого шелка или из специальной кожи. Высокая конструкция из тростника в форме цилиндра или параллелепипеда, видимо, вытягивалась на лямках из очень широких (около 10 м в ширину) крыльев этого планера. В этой конструкции летчик располагался намного ниже крыльев, что создавало равновесие аппарата.

Лежащий «ORNITOTTERO»
Этот рисунок — один из самых знаменитых рисунков Леонардо: «А вращает крыло, В поворачивает его с помощью рычага, С опускает его, D поднимает его». Человек лежит на платформе вытянувшись: «На этом месте располагается сердце». Ноги вдеты в стремена таким образом, что одна нога поднимает крыло, другая опускает. Это — летательный аппарат, в котором распростертый человек крутит педали, поднимающие и опускающие крылья, сгибающие и вращающие их при помощи веревок и рычагов, т.е. этот аппарат как бы “гребет” по воздуху.

В другом варианте «Ornitottero» четыре крыла приводились в движение руками и ногами пилота. Руки поднимали крылья при помощи барабана, а ноги опускали по одной паре крыльев по очереди. Таким образом, ритм машущих крыльев ускорялся . Аппарат на спине пилота управлялся накручиванием канатов на барабаны и раскручиванием их.

Модель «ORNITOTTERO»
Здесь представлен один из вариантов «ORNITOTTERO». Пилот с аппаратурой на спине располагался под металлическим полукругом; движение крыльев создавалось за счет движения ног. Этому помогали руки, управляющие рукоятками, расположенными под полукругом. Руль размещался на шее пилота. Направление полета определялось поворотом головы.

Орнитоптер
Фюзеляж по форме напоминает лодку для пилота. Видимо, о воздухе Леонардо мыслил теми же понятиями, что и о воде. Огромные крылья (похожие на крылья летучей мыши) приводятся в движение системой винтов и гаек. Как и на лодках, был предусмотрен руль. Широкая хвостовая плоскость предназначалась, должно быть, для контроля высоты.

На рисунке не планер, управляемый пилотом, а интересный «гибрид». Летчик висит вертикально в центре аппарата, кончики крыльев имеют соединения, контролирующие машину, а жесткая конструкция поддерживает ее.

Орнитоптер с пружинным приводом
Будучи убежденным, что невозможно управлять таким аппаратом при помощи только силы человеческих мышц, Леонардо дал альтернативные решения. Например, им был спроектирован аппарат с пусковым пружинным устройством, передающим свою энергию крыльям “ornitottero” (в данном случае — вертикального) в момент распрямления пружины. В детальной проработке слева Леонардо изобразил устройство, аналогичное тем, что он использовал в своем “автомобиле” и в некоторых часовых механизмах. Данная система теоретически настолько опережала свое время, что даже получила название «Аэроплан Леонардо». На практике она оказалась несовершенной из-за необходимости быстрого раскручивания пружины и трудностей при ее обратном сматывании во время полета.

Парашют
«Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота — 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты «.

Полет птицы
Благодаря систематическим исследованиям полета птицы, Леонардо решил заменить полет при помощи машущих крыльев планирующим полетом. Около 1505 г. была закончена его книга “Сodice sul Volo degli Uccelli” (в настоящее время она находится в Турине, в бывшей Королевской библиотеке). Данные рисунки — из этой книги.

Прибор для измерения скорости ветра
Существовал и другой вид анемометра. Он был сделан из конусообразных трубок и применялся для того, чтобы установить, пропорционален ли ветер, поворачивающий колесо, воздухозаборному отверстию в конусе, учитывая идентичную интенсивность ветра.

Система оттяжек рычагов и соединений
Леонардо считал, крылья могут подниматься и опускаться системой канатов и блоков, приводимой в движение ногами пилота, вдетыми в стремена, и его руками, управляющими рукоятками. Поднимаясь и опускаясь, крылья, также, сгибались и распрямлялись при помощи автоматической системы оттяжек, рычагов и соединений.

Спуск на землю «сухим листком»
«Человек повернется направо, если согнет правую руку и вытянет левую; меняя эти движения, он будет поворачиваться справа налево”.

Анемометр
На рисунке изображен “пластинчатый анемометр”, или “щетка”, так как традиционно для пробы ветра применялись перья. Прибор представляет собой градуированную трость с тонкими пластинками, которые двигаются в зависимости от интенсивности ветра.

Аппарат вертикального взлета и посадки
На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху. так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами. «. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья — см. детали справа), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и все его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Источник