Меню

Как сделать учебный подмакетник из картона и бумаги



ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАКЕТИРОВАНИЯ

Как отмечалось выше, основными материалами для макетирования являются картон и бумага «Ватман». Эти материалы удобны и легки в ручной обработке, обладают достаточной жесткостью, пластичностью, что дает возможность в той или иной форме воплотить творческие идеи автора. Если для макетирования используется рулонный «Ватман», то его необходимо натянуть перед работой на подрамник, так как при скручивании он не представляет ровной поверхности. Бумага «Ватман» позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование. Она хорошо режется и клеится, на белой бумаге хорошо видны светотеневые градации. Бумага для макетов должна быть идеально ровной, листы должны храниться в горизонтальном положении, желательно под прессом. Для определения направления волокон листа следует отрезать две узкие полоски произвольной длины ─ одну по вертикальному краю, другую по горизонтальному. С помощью спицы или карандаша нужно скрутить обе полоски в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной (по направлению волокон), а другая покрыта мелкими трещинками и надломами. Бумага применяется в основном чертежная (ватман), белая, плотная.

Существуют основные приемы придания бумаге конфигураций, которые в дальнейшем будут применяться.

1. Чтобы склеить любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через цилиндрический предмет (карандаш, спицу) (рис. 32).

2. Для того чтобы сделать цилиндр, конус или другое тело вращения, нужно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной 3─5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца (рис. 33). Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке (рис. 34). Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета. Этот способ придает материалу дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.


3. Если необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм можно использовать П-образные или Г-образные в сечении элементы, так как они обладают геометрически предельной жесткостью.

Рис. 32. Криволинейная поверхность

4. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше (рис.34).


Рис. 33. Тело вращения

Рис. 34. Ребра, грани сгибов бумаги

Рекомендации по изготовлению бумажных сложных форм

При изготовлении сложных объемных форм появляется необходимость стадии эскизной развертки формы: склеивают. На нем проверяют характер членений, пропорции, правильность самой развертки. Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней. Чтобы правильно вычертить развертку, надо развернуть эскизный макет в плоскость. При построении бумажных макетов сложных объемных форм рекомендуется действовать следующим образом:

1. Изготовьте чертежи граней. Можно использовать приведенные ниже чертежи, увеличив их до нужного масштаба. Будьте очень аккуратны, от точности чертежа зависит, насколько точно подойдут детали.

2. Изготовьте по чертежу трафарет. Для этого наложите чертеж на лист плотного картона и проколите оба листа в вершинах многоугольника иглой или тонким шилом. Острым карандашом соедините по линейке полученные проколы. Аккуратно вырежьте ножом или ножницами трафарет, отступив от карандашной линии примерно на 0,5 см.

3. Выберите материал, из которого вы будете изготавливать макет. Для макетов среднего размера неплохо подходит плотная чертежная бумага. Хорошо также использовать тонкий глянцевый картон. Если же вы делаете большой макет, нужно выбирать более плотный материал, чтобы он не разрушился от собственного веса. Если вы делаете цветной макет, надо использовать цветной материал или самостоятельно окрасить его до того, как вы сделаете заготовки.

4. По трафарету изготовьте требуемое число заготовок. Для изготовления заготовки положите трафарет на лист материала, выбранного вами для модели, и сделайте проколы в вершинах многоугольника. Теперь острым предметом ─ иглой или шилом ─ нанесите между проколами границы и линии сгибов. Если вы используете достаточно толстый картон, вместо иглы можно воспользоваться очень острым ножом, аккуратно надрезав картон на треть толщины.

5. Вырежьте детали, оставляя поля-наклейки, которыми части будут соединены, размером от 0,3 до 0,5 см. Есть несколько технологий соединения деталей (о них сказано ниже); оставляйте те наклейки, которые требуются при выбранной вами технологии. Срежьте уголки заготовок так, чтобы разрез прошел точно через прокол.

6. Аккуратно согните заготовки по проведенным вами линиям. Если сгиб очень длинный (более 8 см) то, чтобы не помять заготовку, воспользуйтесь линейкой, прижав ею заготовку по линии сгиба.

7. Этот этап можно пропустить, но если вы делаете одноцветный макет, с такой обработкой он значительно выиграет. Отогнув наклейки, аккуратно окрасьте черной тушью ребра будущей модели. Чтобы не испачкать заготовки, окрашивайте ребра по одному, не приступая к следующему, пока не высохло предыдущее. Очень удобно работать «конвейерным» способом, делая одновременно много одинаковых заготовок ─ вы окрашиваете у каждой заготовки по одному ребру, и, когда вы обработаете последнюю деталь, первая уже полностью высохнет.

8. Если макет имеет очень острые многогранные углы, дополнительно подрежьте уголки наклеек. Это не стоит делать преждевременно, иначе будет тяжело аккуратно отогнуть наклейки. Постарайтесь оставлять для склейки как можно больше места. Срезайте ровно столько, чтобы наклейки не мешали граням и друг другу вблизи вершин многогранника.

9. Когда все детали готовы, можно приступать к склейке макета.

Примеры разверток бумажных сложных форм изображены на

Существуют несколько способов склейки деталей:

1. Склеивание «в торец» ─ лучший способ склеивания макетов. Отрезок бумаги приклеивают перпендикулярно к поверхности другой плоскости бумаги.

2. Одинарные наклейки. Наклейка оставляется только на одной из деталей и приклеивается к другой. Этот метод плох тем, что склейка получается несимметричной, а модель ─ неаккуратной. Однако при изготовлении некоторых моделей при соединении отдельных частей приходится пользоваться именно этим методом, так как двойную наклейку сделать не удается.

3. Двойные наклейки. Наклейки сохраняются на каждом ребре каждой детали. Наклейки приклеиваются друг к другу, оставаясь внутри модели; в результате получаются ребра двойной толщины. Эти ребра делают модель очень жесткой и прочной.

4. Склейка «встык». Метод требует очень большой аккуратности. При склейке «встык» наклейки вообще не оставляются. Детали соединяются без клея, а затем клей густо наносится на границу между ними. Части необходимо придерживать до высыхания клея. Этим методом стоит пользоваться только при изготовлении относительно простых моделей (там, где части легко придерживать до высыхания) из очень плотного материала. Кроме того, иногда «встык» приходится прикреплять очень мелкие детали ─ настолько мелкие, что наклейку сделать практически невозможно. Стык как перпендикулярный, так и под углом можно делать отгибом бумаги. Так как линии макета должны быть предельно четки, надо обязательно делать надрез по линии сгиба: выступающий угол следует надрезать с лицевой, входящий (западающий) – с изнаночной стороны развертки.

Читайте также:  Как сделать из цветной бумаги цветы своими руками легкие открытки

5. Склейка дополнительным материалом. Наклейки, так же, как и при склейке «встык», не делаются. Части скрепляются полоской тонкой бумаги (например, кальки), смазанной клеем, или скотчем. Таким способом трудно сделать аккуратную модель и применяется только при выполнении поисковых макетов.

6. Соединение «внахлестку» коробит бумагу, поэтому применять этот способ рекомендуется в крайнем случае.

Макеты передают в обобщенной форме взаимосвязь элементов, композиции (в проектировании ─ структуру проектируемого объема), поэтому рабочий макет сначала делается в основных нерасчлененных массах. По мере необходимости в процессе уточнения решения вводятся новые элементы. Часто появляется необходимость обеспечить прочность макета, иначе может быть деформация углов и поверхностей. В таких случаях проклеивают каркас и к нижней стороне подмакетника.

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Чтобы правильно вычертить развертку чистового макета, надо в плоскость развернуть эскизный макет. Линия стыковки определяется на эскизном макете ─ макет разрезают по предполагаемой линии стыковки, разворачивают и по нему вычерчивают уже новую развертку для чистого макета. Простые композиции, как правило, имеют одну развертку и одну линию склеивания. Сложные композиции монтируются из нескольких отдельных разверток. Однако и довольно сложные по структуре композиции, состоящие из нескольких разных по геометрии элементов, можно делать из одной развертки с одним только местом стыковки.

Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке, в то время как криволинейные ─ по изготовленному из плотной бумаги лекалу или от руки. Если рельеф очень тонкий или членения имеют такой вынос, что их невозможно выполнить отгибом бумаги, а также в случае их криволинейных очертаний, их вырезают из отдельного листа бумаги и приклеивают к поверхности грани; толщина бумаги имитирует вынос членений, глубину рельефа. От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

Процедура склейки достаточно проста. Вы наносите равномерно тонкий слой клея на обе стороны и соединяете их. Следует чуть-чуть подвигать детали, чтобы клей равномерно распределился по линии склеивания. После того, как части приведены в правильное положение, их следует плотно сжать и дождаться, пока клей не подсохнет. Время от времени надо пользоваться пинцетами или, еще лучше, хирургическими зажимами. Эти инструменты особенно полезны на завершающих стадиях, когда приходится работать внутри макета через небольшое отверстие. Кроме того, при постройке сложных моделей иногда приходится применять широкие плоские зажимы для придерживания наклеек до полного высыхания клея.

Рис. 35. Развертка и внешний вид гексаэдра

Рис. 36. Развертка и внешний вид усеченного тэтраэдра

Источник

Как создаются макеты и миниатюры

Наша макетная мастерская MAKET-MDM уже более 10 лет занимается изготовлением макетов различной степени сложности и тематики. Исходя из нашего опыта общения с потенциальными заказчиками, не каждый из них понимает, что такое макет и как сложно создать уменьшенную модель проекта или идеи. В этой статье мы хотели бы рассказать, как создаются макеты и миниатюры.

Итак, начнем: что такое макет, что такое масштаб, как и кто делает макеты, какие виды макетов бывают, но обо всем по порядку.

Маке́т ( фр. maquetteмасштабная модель , итал. macchietta , уменьшительное от macchia ) — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно. (подробнее Википедия )

Изготовление макетов и миниатюр это кропотливый, трудоемкий процесс. Над макетами могут трудиться как большие команды специалистов, так и небольшие творческие коллективы, также бывают мастера миниатюры, которые работают как отдельная, независимая творческая личность.

Для того чтобы выполнить макет необходимо обладать многими навыками и знаниями. Необходимо уметь :

  • читать чертежи, проектировать и чертить детали, в том числе в специализированных программах: AutoCAD, CorlDRAW, Rhinoceros и др.
  • готовить файлы к резке на станках , таких как: плоттерные, лазерные, фрезерные станки
  • вырезать детали вручную
  • обладать умениями по ручной сборке деталей макета — подгонка, стыковка и монтаж собранных объектов на подмакетнике.
  • владеть художественными навыками по окраске, а в некоторых случаях и росписе деталей макета.

Как правило, все члены профессионального коллектива макетчиков владеют всеми этими навыками, в той или иной степени. При этом есть разделение на специализации — проектировщики, сборщики, художники.

На данный момент не существуют строгой классификации макетов. Виды макетов и варианты исполнения очень разнообразны. Поэтому мы позволим себе создать, как нам кажется наиболее правильную, на данный период времени, классификацию.

Остановимся на основных типах (категориях) изготовления макетов. Макеты можно разделить на следующие категории:

1. Архитектурные — это макеты единичного архитектурного объекта или комплекса зданий.

2. Градостроительные — макеты городской застройки, например городские кварталы, районы, целые города, транспортная инфраструктура городов.

3. Интерьерные — макеты интерьеров любых помещений,например квартира, дом, торговые центры, магазины и т.д.

4. Ландшафтные — макеты благоустройства и озеленения любых объектов, например гостиничные и туристические зоны отдыха, лесные и горные массивы

5. Технические макеты — макеты промышленных объектов (заводы, цеха производственные помещения), а также макеты технического оборудования.

6. Художественные макеты — макеты объектов архитектурного и художественного наследия.

7. Макеты для театра и кино — макеты театральных и кино декораций, а также макеты, которые используют в качестве объектов интерьера театрального или кино павильона.

Источник

Основные приемы и техники макетирования

Изготовление подмакетника

В организации композиции формообразующую роль играют не только составляющие ее элементы, но и подмакетник (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Склеивание подмакетника

Размер подмакетника определяет силу воздействия композиции на пространство организуемой подосновы «подобно той силевоздействия реальной архитектуры, излучаемой свободностоящими объемами за пределы занимаемого ими пространства». Изменяя размеры подмакетника, можно видеть как меняется восприятие характера композиции в одних случаях это ощущение напряженности, неустойчивости, в других — спокойствия статичности. Особенно наглядно значение подмакетника проявляется в работе над глубинно-пространственной композицией, где подмакетнику самим содержанием задания отводится роль композиционного элемента и ставится задача — «организовать заданную территорию».

Читайте также:  Что можно сделать из обв рточной бумаги для цветов

Имеет значение не только размер, но и форма подмакетника. Так, для объемной композиции подмакетник имеет чаще всего форму квадрата, для фронтальной — прямоугольник, фронтально расположенный к главному лучу зрения, для глубинно-пространственной — направленный в глубину. Таким образом форма подмакетника подчеркивает, к какому виду она относится Подмакетник может иметь и пластическую разработку. Наиболее активно это проявляется в заданиях на выявление формы

Прежде чем приступать к выполнению макета объекта, следует изготовить подмакетник, который послужит не только прочной основой, но и масштабным изображением ландшафта территории (рельеф, зеркало воды, озеленение, благоустройство, подъездные и пешеходные дорожки и лестницы). Элементы ландшафта выполняются в том же масштабе, что и макет.

Для обеспечения прочности больших макетов подоснову рекомендуется выполнять на фанерных или оргалитовых подрамниках, для небольших и легких макетов — на гофрированном (упаковочном) картоне или планшете.

После изготовления прочного основания выклеивается подмакетник (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 — Изготовление подмакетника с рельефом местности

Рельеф подмакетника выполняется по чертежам с обозначенными горизонталями. Если в макете предусмотрены водные поверхности, то с них начинается изготовление рельефа — с самой низкой отметки. В практике макетирования для этого в большинстве случаев используется толированная бумага или картон, реже – плексиглас. Толированная (цветная) бумага приклеивается к подоснове (зеркало воды), отмечается и прочерчивается береговая линия, от которой начинается подъем рельефа.

В зависимости от выбранного масштаба и перепада высот местности выбирается тот или иной способ изготовления рельефа.

1. При незначительном перепаде высот – спокойном рельефе с редкими горизонталями по контуру каждой горизонтали – вырезаются заготовки и последовательно склеиваются, от низа к верху (рисунок 3.3 а). В случае несоответствия толщины картона масштабу перепада высот, между заготовками приклеиваются «на ребро» необходимой высоты полоски бумаги или картона (рисунок 3.3 б).

2. При значительном перепаде высот – крутом рельефе (с более частыми горизонталями) – изготовление рельефа может быть, как и в первом случае, но с большим числом заготовок – горизонталей, так и с выклеиванием полосок бумаги или картона «на ребро» по линиям горизонталей соответствующей высоты (рисунок 3.3 в). Рельеф, выполненный таким способом, довольно выразителен, однако на нем трудно размещать макеты зданий и элементы ландшафта, поэтому указанный способ целесообразнее применять для рабочего макетирования.

3. В отдельных случаях, когда не требуется особая точность при изображении рельефа местности, поверхность земли имитируют мятой калькой или бумагой (рисунок 3.3 г). В этом случае рельеф получается выразительный и натуралистичный, но довольно-таки условный. В первых двух случаях выразительность и качество рельефа макета прямо пропорциональны количеству заготовок или полосок- горизонталей. В этой связи перед изготовлением макета между основными горизонталями рельефа на чертеже рекомендуется восстановить и провести добавочные горизонтали с промежуточными высотами для последующего выклеивания их в макете.

После подготовки подмакетника приступают к изготовлению макета объекта

Выполнение разверток

Макеты передают в обобщенной форме взаимосвязь элементов в композиции, поэтому рабочий макет сначала делается в основных нерасчлененных массах, по мере необходимости в процессе уточнения решения вводятся новые элементы.

При изготовлении сложных объемных форм проявляется необходимость стадий эскизной развертки формы: эскизный вариант развертки склеивают и на нем проверяют характер членений, пропорции, правильность самой развертки.

Рисунок 3.3 — Приемы изготовления рельефа местности:

а – пластинчатый; б – пластинчатый с зазором; в – полоски по рельефу;

г – с мятой калькой

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно чтобы место склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Чтобы правильно вычертить развертку чистового макета, надо в плоскость развернуть эскизный макет. Линии стыковки определяется на эскизном макете — макет разрезают по предполагаемой линии стыковки, разворачивают и по нему вычерчивают уже новую развертку для чистого макета. Простые композиции имеют одну развертку и одну линию склеивания. Сложные композиции монтируются из нескольких отдельных разверток. Однако и довольно сложные по структуре композиции, состоящие из нескольких разных по геометрии элементов можно делать из одной развертки с одним только местом стыковки.

Качество макета и эффективность сборки тем выше, чем проще очертания его составных элементов. Если объект макетирования не поддается членению на легко выполнимые геометрически правильные элементы, следует найти способ упрощения или стилизации композиционного и конструктивного построения объекта. Если такое предполагаемое упрощение нежелательно или невозможно, следует выбрать другой макетный материал (пластилин, гипс, дерево) и соответственно другой способ макетирования.

Рисунок 3.4 — Разложение сложной геометрической фигуры на простые

Бумажный макет выполняется составным, поскольку из одного листа невозможно получить сочетание нескольких поверхностей, поэтому фрагменты макета выклеиваются по отдельности, после чего собираются и склеиваются. Разложение сложной формы разбивают на ряд составных фрагментов, при этом каждый элемент может быть выполнен из одной выкройки без клея (рисунок 3.4, 3.5). Такой подход позволяет сократить количество клеевых швов, обеспечивая большую прочность и сокращая время сборки.

Рисунок 3.5 — Разложение макета на простые сборные элементы

Развертка составных фрагментов выполняется на основе простых геометрических тел (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 — Развертки (выкройки) простых геометрических фигур

Для предупреждения изломов бумаги и особенно картона при сгибе, целесообразно предварительно по линиям сгиба делать точные надрезы ножом не более чем на половину толщины материала.

Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке, в то время как криволинейные — по изготовленному из плотной бумаге лекалу или от руки. Если рельеф очень тонкий или членения имеют такой вынос, что их невозможно выполнить отгибом бумаги, а также в случае их криволинейных очертаний, их вырезают из отдельного листа бумаги и приклеивают к поверхности грани; толщина бумаги имитирует вынос членений, глубину рельефа.

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку (рисунок 3.7).

Рисунок 3.7 – формирование криволинейной поверхности

Другой часто применяемый способ — способ закругления листа бумаги, используемый, если нужно сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3—5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца. Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке (рисунок 3.8).

. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

Читайте также:  Как сделать журавля из бумаги с хвостом

Из–за надрезов форма цилиндра или конуса получается с огранкой. Для получения более плавного изгиба поверхности ее рекомендуется оклеивать бумагой в 1-2 слоя. Наибольшее качество поверхности и клеевых швов при выполнении цилиндрических или конических деталей получается из бумаги при использовании круглых и конических оправок (например, карандаш): заготовку в этом случае следует вырезать с таким расчетом, чтобы в свернутом и склеенном состоянии стенки детали состояли из нескольких слоев бумаги. В случае необходимости в дно цилиндра или конуса для прочности вклеивается вырезанный по диаметру картон или бумага.

Рисунок 3.8 – Развертки цилиндра и конуса

Наиболее трудоемкими элементами больших экспозиционных макетов являются различные оконные проемы, решетки остекления, световые фонари, фермы и стержневые пространственные конструкции (рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 – Деталь макета с оконным проемом

Остекление оконных проемов может условно не показываться или имитироваться различными материалами (прозрачные и непрозрачные полимерные пленки, тонированная бумага и т.п.).

В первом случае изготавливаются в макете только оконные проемы, оконные переплеты, рамы и другие детали, за исключением поверхности самого стекла.

Имитация остекленных поверхностей выполняется в тех случаях, когда следует выявить объем почти сплошь остекленного здания. Для этого для изготовления решетчатых пространственных конструкций и ферм используются решетки из предварительно натянутых по форме рам, ниток или тонких веревок, обмазанных клеем ―ПВА (рисунок 3.10).

Если необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм мы используем П-образные или Г-образные в сечении элементы, т. к. они обладают геометрически предельной жесткостью.

Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше.

После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остается приступить к сборке и склеиванию.

Рисунок 3.10 — Изготовление пространственных стержневых

Сборка макета

Выбор способа соединения элементов и фрагментов макета следует производить с учетом свойств используемого клея, склеиваемых материалов и особенностей стадии проектирования (рисунок 3.11).

Рисунок 3.11 — Способы соединения деталей макета:

а- соединение ―встык; б- соединение с язычками; в — соединение

Соединение элементов встык чаще применяется при выполнении экспозиционных макетов и потому требует от исполнителя особой аккуратности. Для этого способа используется быстросхватывающие клеи, так

как элементы макета выкраиваются без язычков или клапанов для склейки.

Соединения с помощью язычков облегчают процесс склеивания и обладают большей прочностью по сравнению с вышеназванным способом встык. Такие соединения чаще выполняются в рабочем макетировании на больших макетах, где требование прочности выражено в большей мере, что позволяет расширить выбор клеев, однако при склеивании необходимо по возможности прятать язычки и клапаны с внутренних, невидимых сторон макета.

Соединения с помощью язычков или клапанов в экспозиционных макетах почти не применяются, но в то же время являются незаменимым в рабочем макетировании благодаря способности на период поиска временно скреплять детали не склеивая. Это позволяет уточнять, дорабатывать, исправлять или переделывать проектное решение. В этой связи следует особо отметить, что качественной переделке склеенные макеты не поддаются и, если обнаружена ошибка, приходится изготовлять весь макет или его фрагменты заново.

В рабочем макете соединения ―клапанов после утверждения оптимального решения для дополнительной прочности проклеиваются.

В некоторых случаях изготовления экспозиционного макета целесообразно сочетание нескольких типов соединений, если только это не предполагает появление припусков для склеивания на внешних видимых сторонах макета.

Сборка и склеивание макета из готовых составных элементов является завершающим этапом работы, но чаще осуществляется параллельно с изготовлением отдельных элементов по мере их готовности. Это позволяет своевременно устанавливать и исправлять неудачные конструктивные и композиционные решения. В обоих случаях последовательность сборки элементов макета на подмакетнике одинакова.

Первоначально монтируются несущие элементы, играющие главную конструктивную роль: стены, колонны и т.п. Затем монтируются перекрытия, крыши и лестничные марши. После склеивания коробки здания приклеиваются различные детали: наличники, пояса, фронтоны, козырьки т.п. (рисунок 3.12).

В случаях, когда бумажные или картонные макеты или их элементы обнаруживают прогибы поверхности, их рекомендуется усиливать с внутренних невидимых сторон приклеенными на ребро полосками бумаги или

картона – ребрами жесткости. Если введение усилений не дает требуемого результата или же конструкция получается неоправданно сложной, целесообразно придумать новое конструктивное решение.

Рисунок 3.12 – Процесс сборки макета

Цвет в макетировании

Отражение цветового решения в макете имеет свою особенность. Окрашивать бумажные макеты нельзя. Они неизбежно коробятся. Необходимые цветные детали макета изготавливаются и обклеиваются цветной

Для приклеивания цветной бумаги к поверхности листа ватмана или картона применяется резиновый клей, который не оставляет следов на бумаге, легко «скатывается», плотно прикрепляет лист и дает возможность равномерно

разгладить поверхность приклеиваемого листа.

Для того чтобы плотно приклеить цветную бумагу, нужно на развертку детали, еще не собранную, намазать клей и промазать клеем поверхность цветной бумаги, дать просохнуть, а затем приложить одну поверхность к другой. Качество будет идеальным.

Если на развертке имеются грани, то надсечки для их сгиба выполняются после приклеивания цветной бумаги. Бывает интересным и более качественным вариант, когда размер приклеиваемой цветной бумаги на 1 мм меньше размера грани к которой приклеивается. В этом случае по краям грани остаются узкие белые полосы.

Если нужно использовать цвет или тон, которого нет в наборе, то можно сделать выкраски белой бумаги, при этом для тонирования бумаги применяют обычно акварельные краски, а для получения насыщенного, кроющего цвета гуашевые краски или тушь.

Для этого бумага должна быть обязательно натянута на подрамник, после чего она прокрывается при помощи кисточки, если нам нужно тонирование акварелью, или тампуется, если применяется тушь или гуашь. Для тамповки используется кусок поролона, намотанный на карандаш или палочку.

Краска наносится на бумагу легкими постукивающими движениями, тогда она ровно ложится, а если покрасить лист без натяжки подрамника, он покоробится.

Только после того, как краска высохнет на листе, можно вычертить развертку, сделать нужные надрезы и только потом приступить к сборке деталей макета.

Для большей выразительности в макетировании часто используется цвет.

4 Программа-задание на курсовую работу по теме:

«Объемно-пространственная модель памятника архитектуры»

Источник