Меню

Как сделать премоляр из пластилина



Зуб из пластилина. Пошаговая лепка.

Как много тратят родители времени, нервов и сил на то, чтобы уговорить своего ребенка сходить на прием к стоматологу. Но данная процедура крайне необходима, ведь все взрослые знают о последствиях, которые могут возникнуть, если вовремя не заметить кариес. Но как же объяснить это детям? Все малыши панически боятся врачей, а тем более, стоматологов.

Предлагаем вам поэкспериментировать и превратить напрасные уговоры в увлекательную игру. Слепите зубы из пластилина. С одной стороны, вы весело и с пользой проведете время вместе со своими детьми, с другой, поведаете им важную информацию, докажете, что ходить к стоматологу крайне необходимо. В данном уроке лепки мы покажем, как слепить зубы из пластилина. Придадим им смешной мультяшный вид. Один зубик у нас будет здоровым – с улыбкой, другой – печальный и больной кариесом. Итак, приступим к нашему эксперименту.

Для лепки зубов из пластилина понадобятся:

  • белый пластилин – в первую очередь;
  • серый, голубой и черный – маленькие крохи дополнительных оттенков;
  • стека – острый пластмассовый инструмент.

1. Естественно, зубы должны быть белыми, поэтому только такой цвет подойдет для работы, если, конечно, вы не собираетесь изображать золотые или серебряные коронки.

2. Сделаем два зуба, поэтому следует поделить брусочек пополам и скатать два шарика.

3. Вытяните шарики в стандартные капли.

4. Более острую часть каждой объемной заготовки надрежьте, чтобы показать корень зуба.

5. Более широкую часть сделайте плоской и похожей на поверхность зуба подушечками пальцев.

7. Итак, первый зубик у нас здоров и он радостный. Прикрепите глазки и сделайте стекой улыбку.

8. Второй зубик больной кариесом и печальный. Прикрепите глазки и сделайте стекой грустное выражение мордочки.

Вот такая зубная фантазия получилась. Теперь самое время придумать увлекательную сказку о двух белых братьях, один из которых страшно боялся стоматологов. Скорее всего, ребенок сразу поймет о ком из зубов идет речь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Читайте также:  Как сделать цвет тела пластилина

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Читайте также:  Как сделать лемура из пластилина

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Источник

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ПРЕМОЛЯРА НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Формируем из пластилина культю коронки нижнего первого правого премоляра. Учитывая морфологические особенности строения коронки нижнего первого премоляра и имеющийся расчет соотношений размерных характеристик из подручного материала изготавливаем культю зуба.

Нсог MDcor VLcor
8,36 мм 7,42 мм 8,31 мм
1,13 1,00 1,12

Поверхностям заранее придаем определенные формы: жевательной — округлую, слегка вытянутую в вестибуло-лингвальном направлении, вестибулярной и язычной — ромбовидную, контактным — бочкообразную (рис. 361-363).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАиИЯ ЗУБОВ

Вестибулярную поверхность моделируем в форме ромба, с разными гранями (рис.364, 365).

Ребра, образующие на режущем крае тупой, развернутый угол, оформляем разными по протяженности: медиальное (А) — короткое, располагаем более полого по сравнению с дистальным (В) — длинным. На вершине угла моделируем невысокий рвущий бугор (4). От него в направлении шейки зуба выкладываем достаточно широкий продольный валик (1), разделяющий вестибулярную поверхность на две части: меньшую — медиальную (2), более выпуклую и большую — дистальную (3). В средней трети валик моделируем объемным, так как здесь следует создать основную выпуклость, и если посмотреть на коронку сбоку, то вершина щечного бугорка будет рас-

Рис. 364—365. А — медиальное ребро; В — дистальное ребро; 1 — продольный валик; 2 — медиальная часть; 3 — дисталь-ная часть; 4 — рвущий бугор

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ

полагаться примерно в центре жевательной поверхности. В пришеечной трети (вестибулярной поверхности) валик сужаем — «сводим на нет».

Оформляем медиальную часть вестибулярной поверхности (рис.366).

С небольшого бугорка (5) на режущем крае дугообразно в мезио-дистальном направлении начинаем выкладывать медиальный валик (2) так, чтобы от продольного валика (1) его отделяло хорошо выраженное углубление треугольной формы. Вершину углубления направляем к границе пришеечной и средней трети вестибулярной поверхности, а основание заканчиваем выемкой на режущем крае.

Дистальный угол закругляем и располагаем ниже медиального (рис.367, 368).

От дистального бугорка (6) в направлении шейки зуба начинаем выкладывать дистальный валик. Самую выпуклую его часть моделируем на границе окклюзионной и средней третей. В образовавшемся между продольным (1) и дис-тальным (3) валиками углублении (9) модели-

Рис. 366. 1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дистальная часть; 4 — рвущий бугор; 5 — медиальный бугорок

Рис. 367. 1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дистальный валик; 4 — рвущий бугор; 5 — медиальный бугорок; 6 — дистальный бугорок; 7 — дополнительный дистальный валик; 8 — медиальное углубление; 9 — дистальное углубление; 10 — экватор

руем дополнительный валик (7), начиная с едва заметного возвышения на режущем крае. В пришеечной трети коронки зуба продольный и боковые валики сливаются между собой, образуя достаточно выраженный экватор (10).

Нанесением центральной фиссуры делим жевательную поверхность на две неравные части: вестибулярная будет занимать две трети, а язычная — одну треть (рис.369, 370).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Рис. 369

Рис. 370

Рис. 370.А — медиальная сторона; В — дистальная сторона; С — вестибулярная сторона; D — язычная сторона. 1 — продольный валик вестибулярного одонтомера; 2 — дополнительный дистальный валик вестибулярного одонтомера; 3 — дистальный краевой гребень; 4 — продольный валик язычного одонтомера; 5 — межбугорковая фиссура; 6 — медиальный краевой гребень язычного одонтомера; 7 — медиальный краевой гребень вестибулярного одонтомера; 8 — короно-радикулярная борозда; 9 — медиальное углубление вестибулярного одонтомера; 10 — дистальное углубление вестибулярного одонтомера

Читайте также:  Как сделать машину из пластилина и спичечного коробка

Данный вариант моделирования отображает вид нижнего правого первого премоляра, состоящего из двух одонтомеров, один из которых занимает вестибулярную часть жевательною поверхности, а другой располагается на ее язычной части. Перед оформлением жевательной зоны намечаем основные морфологические ориентиры, подразделяя поверхность на подпо-верхности. В области вестибулярного одонтомера центральную часть жевательной поверхности занимает продольный валик (1), имеющий выраженную верхушку Начинаем моделировать достаточно высокий вестибулярный рвущий бугор, от которого по направлению к центральной межбугорковой фиссуре (5), выкладываем широкий продольный валик. Гребень его резко выпуклый в средней трети своей длины. Дистальнее моделируется дополнительный дистальный валик (2), берущий начало на режущем крае, имеющий вид слегка изогнутой складки, стремящейся к центру межбугорковой фиссуры (5). От углов вестибулярной поверхности коронки, по ее периметру продвигаясь к рвущему бугру язычного одонтомера моделируем хорошо выраженные, дугообразно-изогнутые краевые гребни (медиальные — (6), (7), дистальный — (3)), ограничивая жевательную поверхность с контактных сторон. Дистальный краевой гребень представлен сплошной линией, окаймляющий дистальную контактную поверхность, медиальный же гребень пересекает коронорадикулярная борозда (8), подразделяя его на две части: медиальный краевой гребень вестибулярного одонтомера (7) и медиальный краевой гребень язычного одонтомера (6).

Между медиальным краевым гребнем и продольным валиком образуется достаточно хорошо выраженное медиальное углубление (9), впадающее в центральную фиссуру. Вокруг дополнительного дистального валика (2) также определяются ряд борозд и углублений (дистальное — (10)), которые объединяются с межбугорковой фиссурой (5), в ее дистальной части.

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ

При моделировании жевательной части язычного одонтомера моделируется невысокий (примерно в два раза ниже вестибулярного) лигнвальный бугор, от которого по напрвлению к центральной фиесуре выкладывается продольный валик. Гребень (4) данного валика моделируем таким образом, чтобы он казался продолжением одноименного гребня (1) вестибулярного бугорка (вестибулолингвальный гребень), лишь пересеченный межбугорковой бороздой (5). Далее от вершины рвущего бугрка также по периметру коронки только с язычной поверхности моделируем язычные части краевых гребней (медиального — (6), дистального — (3)).

Таким образом, сформированные краевые гребни по всему периметру коронки премоляра контурируют весь режущий край жевательной поверхности, охватывая и объединяя многие морфологические элементы, придавая при этом коронке малого коренного зуба устойчивость.

Рис. 371, 372 отображают вид жевательной поверхности после этапа окончательного моделирования.

А — медиальная поверхность; В — дистальная поверхность;

1 — продольный валик вестибулярного одонтомера; 2 — дополнительный дистальный валик вестибулярного одонтомера; 3 — продольный валик язычного одонтомера; 4 — короно-радикулярная борозда; 5 — дистальный краевой гребень; 6 — вестибулярная часть медиального краевого гребня; 7 — межбугорковая фиссура; 8 — язычная часть медиального краевого ребня; 9 — вестибуломедиальная ветвь межбугорковой фиссуры; 10 — вестибулодистальная ветвь межбугорковой фиссуры

Рис. 373, 374 отображают дифференциацию коронки нижнего правого первого премоляра, состоящего из двух одонтомеров: вестибулярный — (1), язычный — (2).

Рис. 373 Рис. 374. 1 — вестибулярный одонтомер; 2 — язычный одонтомер

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Со стороны контактных поверхностей хорошо видна разница в высоте между вестибулярным и язычными одонтомерами, при этом язычные располагаются в пришеечнои трети коронки зуба. Язычная поверхность равномерно выпуклая (рис.375, 376).

Рис. 375 Рис. 375—376. 1 — зона медиального контакта; 2 — зона дистального контакта

Рис. 376

Завершаем моделирование оформлением контактных поверхностей. Для этого на границе ок-клюзионной и средней трети медиальной поверхности (1) и в средней трети дистальной поверхности (2) выкладываем незначительные косые валики, имеющие свою направленность, возвышения, являющиеся местом контактов с рядом расположенными предполагаемыми зубами.

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ

ВТОРОЙ ПРЕМОЛЯР НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Вторые премоляры, являясь вариабельными зубами внутри своего класса, в большей степени подвергаются редукции-дифференциации. Их близость к группе моляров существенным образом меняет габаритные очертания, конфигурации, микрорельеф поверхностей коронок. Функциональная ценность премоляров в большей степени заключается в перетирании ими пищевого комка и признаки моляризации прослеживаются четче, чем у ключевых зубов данного класса — первых премоляров. Однако влияние морфо-генетического поля со стороны клыков остается достаточным, что характеризуется общностью строения коронок, наличием одонтомеров — модулей, составляющих единый конгломерат — коронку зуба.

Рис. 377-380демонстрируют различные варианты строения коронковой части вторых премоляров с язычной стороны.

Рис. 377

Рис. 378

Рис. 379

Рис. 380

Вариабельность форм проявляется в различных соотношениях между вестибулярной и язычной частями коронки, в поднятии и развитии лингвального бугорка, в рассечении и дроблении одонтомеров с образованием четырех-, пятибугорковых форм.

Так рис.377 показывает коронку второго премоляра, с четко выраженным вестибулярным одонтомером, занимающим большую площадь жевательной поверхности, с хорошо выраженными гребнями, углублениями. Также просматривается незначительной величины лингвальный одонтомер, который занимает l/З часть высоты коронковой части зуба и соединен с вестибулярным одонтомером вестибулолингвальным гребнем. Фиссура, разделяющая два одонтомера, при таком варианте строения второго премоляра не прослеживается, хотя отчетливо просматривается наличие медиальной и латеральной ямок. Вершина лингвального одонтомера сглажена, имеет незначительное возвышение.

Рис. 381-383демонстрируют строение более дифференцированного премоляра, где лингвальный одонтомер занимает уже 1/2 часть высоты коронки зуба, имеет четко выраженную острую верхушку, смещенную медиально.

Сохранен вестибулолингвальный гребень на жевательной поверхности, намечается незначительная центральная борозда, определяются медиальная и лингвальная ямки.

118 ♦ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕМ РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Рис. 381

Рис. 382

Рис. 383

Рис. 384-390отображают нижний второй правый премоляр, где наглядно показаны форма, высокая степень дифференциации поверхностей, наличие хорошо развитых одонтомеров.

Высота лингвального одонтомера занимает 3/4 часть высоты коронки зуба, где имеется выраженная верхушка, смещенная медиально.

Вестибулолингвальный гребень разделен глубокой центральной бороздой, которую ограничивают медиальная и дистальная ямки.

Подробнее рассмотрено строение трехбугоркового типа нижнего второго малого коренного зуба, как пример следующей, более высокой, ступени дифференциации в классе нижних премоляров.

Демонстрируется вестибулярная поверхность нижнего правого второго премоляра (рис.391). Основные морфологические элементы выделены и отмечены путем тонирования и нумерации зон (рис.392).

Рис. 384

Рис. 385

Рис. 386

Рис. 387

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ ♦ 1 1 9

Источник