Меню

Как сделать перья на стрелы из бумаги



Для снайперской точности: как делались стрелы для русского лука

Перефразируя басмача Абдуллу: лук хорош для того, у кого он есть, и плох для того, у кого его не окажется. Самый лучший в мире лук абсолютно бесполезен без стрел. А стрелы. Стрелы должны соответствовать луку по качеству.

Попаданцам, как водится, на заметку: если вы каким-то чудом обрели годный лук и хотите сделать для него стрелы, то. У вас это, скорее всего, не получится. И дело даже не в наконечнике: само древко стрелы должно быть идеально прямым (недаром в русском языке есть устойчивое выражение «прямой, как стрела»), достаточно жестким, поскольку стрела в полете волнообразно изгибается, вихляется, и эту тенденцию к изгибу нужно елико возможно погасить, и идеально ровным.

Кроме того, готовая стрела — снаряженная наконечником, тщательно оструганная, с наклеенным оперением и смонтированной втулкой для тетивы на торце — должна быть правильно отбалансирована. Центр тяжести у хорошей стрелы должен располагаться чуть-чуть дальше ее середины по продольной оси, он должен быть немного сдвинут к наконечнику. Именно немного, иначе стрела в полете «нырнет». А с учетом того, что наконечники разных типов обладают разной массой, получается, что необходимо готовить древки изначально под разные наконечники.

Вот это все — наконечники самых разных стрел, найденных на территории Руси, Литвы (исторической, а не современной), Поволжья и Прикамья. VIII-XIV век.

Вот вам наконечники стрел в металле. Рядом — линейка для масштаба. Масса их — от 5 до 20 г, в среднем 10:

Подобные наконечники — срезни для охоты и против бездоспешного противника, граненые и долотовидные — против бронированного — применялись в разных странах, в том числе и на Руси. У нас подобные наконечники входят в обиход примерно с X века, с распространением доспеха. До этого больше были распространены трехлопастные наконечники — наследство скифо-сарматского времени, но это так, к слову.

На этом фото, кстати, трехлопастной наконечник — всего один, под номером 30. Он отражает процентное соотношение таких наконечников к остальным в средневековой Руси.

Эти наконечники — очень разные. Нельзя ставить какой из них на какую угодно стрелу — нарушится баланс, стрелять будет невозможно. И это только одна из многих тонкостей изготовления стрел.

Кстати, на Руси существовала особая профессия — стрельник. Она упомянута в новгородских писцовых книгах, правда, Медведев упоминает, что занимался стрельник лишь ковкой наконечников. При этом сам Новгород славился деревообработкой в целом — в том числе и изготовлением древок для стрел.

Как делали стрелы

В первую очередь вытачивалось древко. Легкие древки для охоты могли делаться из камыша, но боевые (или против серьезного зверя) — только из дерева.

Предпочтительным деревом была береза, сосна, ель, на Юге — кипарис. Для стрел подходили только породы с твердой прямослойной древесиной, т.е. от деревьев, которые растут прямо, причем оптимальным выбором считалось старое дерево — его древесина плотнее и жестче.

Осенью, когда в дереве меньше влаги, его рубили и распиливали на чурбачки. Длина чурбачка равнялась длине стрел, которые из него намеревались сделать. Русские стрелы были длиной 70-90 см, в зависимости от размеров лука и пропорций тела лучника.

В течение двух-трех месяцев чурбачки тщательно просушивали, затем раскалывали на заготовки вдоль волокон, каждую из которых долго и тщательно (и очень ровно) обстругивали, добиваясь идеальных пропорций.

Наконечник насаживали на тот конец древка, который когда-то был ближе к комлю — считалось, что там древесина прочнее. Ушко для тетивы делали на той части древка, что когда-то была обращена к кроне дерева.

Господа попаданцы! Стрелы НИКОГДА не делались и не делаются из веток!)))

На почти готовую стрелу надевался наконечник, и только после этого она доводилась до ума специальным ножевым стругом — чем-то вроде узкоспециализированного рубанка для стрел. Рубанки, если что, известны с очень древних времен. )

Окончательная доводка велась «под наконечник», учитывая его вес. Обычная масса наконечника находилась в пределах 8-10 г, но были и ультра-легкие, на 3 г, и очень тяжелые — 20 г. Что, собственно, фото выше и иллюстрирует ))

Толщина древка составляла 8-10 мм.

Также в древке вырезалось ушко для тетивы, глубиной 4-6 мм, или же монтировалась отдельная костяная втулка с ушком (восточный вариант). На Руси применялись оба способа. После монтажа место соединения втулки с древком тщательно обматывалось нитками или сухожилиями и оклеивалось берестой.

После этого на стрелу наклеивали оперение. Здесь существовала масса своих тонкостей. Во-первых, подбор пера: годились только маховые перья (реже — из хвоста), и желательно хищных птиц — орла, сокола, иногда — грифа, иногда — ворона. Но порою использовали и лебедя.

Перо нужно было подготовить к наклейке: очень аккуратно снять опахало вместе с тончайшим наружным слоем стержня. После этого снятая часть стержня промазывалась все тем же рыбьим клеем, и перо приклеивалось по ходу полета стрелы, так, чтобы волокна пера были наклонены к ушку для тетивы.

Имело значение даже то, на каком расстоянии наклеишь оперение от выреза для тетивы. Близко, в двух-трех сантиметрах — стрела будет бить точнее, но лететь медленнее. Дальше, в пяти-шести сантиметрах — скорость увеличится, но пострадает точность. Это старинные муки выбора лучника: мощность боя или точность?

Обычно выбирали последнее ))

Стрелу оперяли в 2, 3 или 4 пера, но чаще всего в 2-3. Четвертое перо не дает особых преимуществ при стрельбе, но истирается, проходя по кибити лука.

Клеили перья под небольшим углом к оси древка — тогда стреле придавалось вращение в полете. Этот принцип очень древний и известный почти повсеместно ))

Учитывалось даже то, из какого крыла птицы взяты перья. Так, в одном арабском трактате XV века рекомендовалось, отправляя в полет стрелу, где были использованы перья из левого крыла, целить в правую часть корпуса противника, и наоборот, т.к. оперение из определенного крыла дает мизерное, но отклонение при стрельбе в соответствующую сторону.

Читайте также:  Как сделать тупой угол из бумаги

Наконечники

90% наконечников всех русских стрел — черешковые. Втульчатые немногочисленны и происходят либо из северо-западных земель (где была граница с Польшей, Швецией и Тевтонским орденом), либо, как ни удивительно, с северо-востока — с Прикамья. Втульчатыми наконечниками пользовались тамошние угро-финские народы.

Наконечник на стрелу одевался очень осторожно, чтоб не повредить заточку (если он был острый). Для монтажа черешкового наконечника в торце стрелы делали расщеп или отверстие, промазывали его рыбьим клеем и загоняли туда черешок, постукивая по нему деревянной плашкой. После этого место соединения обматывалось сухожилиями и поверх них — берестой.

Втульчатые наконечники монтировались проще — просто-напросто на клей.

В целом все наконечники стрел делятся на трехлопастные (четырех- очень редко), плоские и граненые. Трехлопастные наконечники — самые древние, они были распространены на Руси до X веке, позднее встречались очень редко.

Группа плоских наконечников включает в себя очень большое разнообразие одношипных (гарпуноподобных), двушипных, вильчатых (эти на Руси — редкость), ромбовидных, ланцетовидных, долотовидных наконечников, а также срезней и томаров — тупых, округлых наконечников на пушного зверя, чтоб шкуру не портить. Все их в рамках одной статьи описать невозможно, поэтому интересующихся отсылаю к уже помянутой монографии Медведева — «Лук и стрелы, самострел».

Плоские в сечении наконечники — самые распространенные в Европе, Азии и России. Они — самые ходовые. Наиболее широкие из них, как считается, применялись по неодоспешенной коннице противника: это оптимальное средство, чтобы пустить коню кровь, т.к. убить одной стрелой его довольно тяжело.

Вильчатые наконечники, судя по всему, охотничьи. Они часто встречаются у сибирских народов, но довольно редко — у славян. Некоторые авторы считают, что они предназначались для перерезания тетивы у вражеских луков, но лично я в это не верю. Если ты такой меткий стрелок, что можешь выстрелом рассечь вражескую тетиву, то ты врагу и в глазницу/щель между доспехами легко попадешь, и не надо лохматить бабушку. ))

Последнюю из основных групп стрел составляют граненые — бронебойные. Они могут иметь 3, 4 или 6 граней, но чаще всего в сечении они — треугольник или ромб.

Такие стрелы массово появляются у славян с X века нашей эры — как раз тогда, когда у них распространяются первые доспехи. И употребляются эти наконечники примерно до XIV века, позднее уступая плоским ромбовидным, которые тоже обладают неплохим бронебойным эффектом, но лучшей поражающей способностью.

Почему? Да потому, что, как я не раз уже говорил, с XV века наши предки переходят на восточную тактику боя. Бронированная конница сильно сокращается в численности, и основным доспехом становится. У большинства воинов, небогатых дворян и боевых холопов — даже не панцирь (род кольчуги), а тегиляй, стеганый кафтан. Для него достаточно и уплощенной стрелы. )

Впрочем, в более умеренных количествах граненые наконечники проживут до XVI века.

Вот, пожалуй, и вся — в сжатом виде — основная информация о стрелах. Ну как думаете, господа выживальщики, можете вы такое соорудить в кустарных условиях? )) Если можете, то я бы на это посмотрел, да. )

Источник

Бумажные перья: мастер классы как сделать и разукрасить

Воздушные и нежные перья птиц настоящее чудо, созданное природой. Это символ легкости, изящества, утонченной красоты. А любителям рукоделия он пригодится в творческом процессе создания оригинальной поделки или образа/костюма. Предоставляем необходимые инструкции, что бы изготовить перо из бумаги своими руками: видео, схемы, различные варианты данной поделки, шаблоны для распечатки и вырезания. Всё понятно и доступно для детей и начинающих.

Особенности перьев из бумаги

При создании пера из бумаги своими руками, следует учитывать некоторые особенности в работе:

  • чтобы готовая поделка имела большую схожесть с оригиналом, лучше брать за основу (настоящее) перо любой птицы, учитывая форму, окрас, размеры;
  • для создания цветных перышек, следует предварительно основу раскрасить в нужном сочетании оттенков, а потом делать заготовку;
  • при изготовлении вариантов для панно, достаточно использовать один бумажный лист, с нижней стороны которого приклеивают ножку;
  • если изделие будет предоставлено обзору в дальнейшем со всех сторон, то целесообразно использовать двойную заготовку, внутри которой будет зафиксирована ножка – в этом случае поделка будет полностью завершенной и аккуратной.

Создавая перья из бумаги для индейца, чтобы украсить его головной убор, следует брать плотную бумажную основу или картон, делать «бахрому» по краю изделия широкую и не большую. В таком случае поделка прослужит более длительный срок (при использовании ребенком в играх).

Где пригодятся поделки на данную тематику

Перья из бумаги широко используют для украшения самодельных открыток, праздничных плакатов. Они прекрасно дополнят оформление упаковки сюрпризов, подарков. Дети с удовольствием будут использовать такие поделки в своих играх.

Выполненные в одном стиле, собранные в гирлянды, перья станут эффектным и оригинальным украшением тематического праздника, подойдут для использования в фотосессиях.

Крупные поделки собранные «букетами» станут необычными яркими композициями, которые внесут особенную «изюминку» в интерьер помещений. Это же касается и «дизайнерских» панно.

Перья могут стать деталями большой поделки, например, при создании жар-птицы, павлина, лебедя. Отдельно проработанные «оживленные» перышки внесут в общую картину естественность, натуральность.

Примеры готовых поделок из бумаги и картона

Разнообразие вариантов изготовления данной поделки бесконечно. Можно создать по-королевски красивое перо павлина из бумаги, предварительно раскрасив ее в яркие цвета, или собрать в технике квиллинг. При создании пера из гофрированной бумаги, оно будет отличаться более тонкой, нежной структурой – легкой, парящей.


Как сделать перо

Чтобы понять, как сделать перо из бумаги, лучше сначала ознакомится со схемой, порядком изготовления, и только потом приступать к работе.

Необходимые материалы и инструменты

Для творческого процесса необходимы материалы и инструменты:

  • бумага белая, цветная, гофрированная, дизайнерская, или картон, или газеты (в зависимости от выбранного варианта);
  • ножницы с острыми, тонкими лезвиями, канцелярский нож;
  • линейка, карандаш;
  • клей;
  • проволока, деревянные палочки, шпагат, леска – для создания перьевой ножки;
  • краски, кисточки;
  • шаблоны, спицы (для скручивания бумажной ножки).
Читайте также:  Как можно сделать из бумаги павлина

Для украшения могут понадобиться стразы, блестки, золотая, серебренная краски, ленточки.

Поэтапная сборка с фото

Перо птицы из бумаги собирают по следующим этапам:

  1. От листа цветной бумаги отстригают полоску шириной 5-6 см., и держа ее за узкую сторону, с нижнего левого края закручивают.
  2. Верхний правый край приклеивают к основанию полученной заготовки – это перьевая ножка. Для большей прочности можно обкручивать проволоку, леску.
  3. Далее у оставшегося листа бумаги отмеряют 8-10 см, сгибают вдвойне, отстригают. Заготовку складывают еще пополам, рисуют половинку пера, выстригаю – получается две формы. Середину каждой из них промазывают клеем, помещают перьевую ножку (отступив от верха 3-5 см). Формы склеивают.
  4. Ножницами простригают частую «бахрому» под углом по всем краям, можно выстричь в нескольких местах треугольники, которые будут имитировать естественное слипание.


Чтобы придать перу пышность, лезвием ножниц закругляют «бахрому», придавая некую пушистость и хаотичность. Чем тоньше будут настрижены полосочки, тем объемней они будут смотреться.

Видео мастер класс

Вырезать перо из бумаги следует после просмотра видео материала, тогда поделка будет аккуратная без дефектов.

Источник

Оперение из доступного материала?

Люди лучники, вопрос собственно вот:
ежели гусиных перьев нет и птичьих , из чего лучше оперенье сделать для самоделошной луковой стрелы — из чегоньть доступного бы, подручного, поделитесь опытом, а?
Спасибооо.

Из скотча, приклеив на древко 2 или 4 полосы клеящим слоем внутрь и ровно обрезав стабилизатор(эльфийский вариант).В походных условиях — распушенная тонкая веревка или нитка, возможно пучок легкой тонкой подсушенной травы, примотаный метелкой равномерно по диаметру древка.

скретч карты, тока с наклейкой сложновато, зато материал неплохой

Я предпочитаю клеить 3 полосы скотча между собой, сначала 1-ю посреди кладеш древко и 2-ю, 3-я самый отвецтвенный момент должна скрепить ровно края 1 и 2-й , так получаеться тройное оперенье, а самое эксклюзивное ето сделать гармошку на перьях(2-3 перегиба) и передниий край притянуть к древку кусочком скотча, это делает оперьнье почти вечным эго не скручивает и не отрывает как прямое. усе патент не брал так чо ползуйса бесплатно )))

З.Ы. Скотч моно проложить нарезанной вдоль бумагой, уменьшает липкость и облегчает формирование гармошки

Еще бы картинок всех этих самоделов )

Originally posted by Konun3G:
скретч карты, тока с наклейкой сложновато, зато материал неплохой

Карты, насколько понимаю, жесткие, и, пересекая лук. направление стрелы поменять могут сильно, если стрелы не двух-перые, конечно.

IAlexI
Про скотч интересно, не совсем понятно, правда про третью полосу — куда лепить то её.
Да и про гармошку тож. посмотреть бы картинки.
Правильно ли я понял:
каждое перо сложено гпрмошкой вдоль, тем мы задаем ребра жёсткости.
А заготовку для гармошки вырезаем уже традиционной формы оперения — кромка вперед плавно сходится к древку или же
в виде правильного прямоугольника, а затем, сложив его вдоль гармошкой, переднюю часть оперения — гармошки прижимаем к древку и подклеиваем скотчем.
Вопросы, конечно чайниковские, но уже спасибо вам всем, поскольку кое-какие решения уже созрели.

ZloyYogurt
Еще бы картинок всех этих самоделов )

Не знаю как подойдет ля лука но для своего арбалета отерени для стрел было из пластиковой бутылки. Делается разрез ножом и вырезанный кусок вставляется на клей.

Vasi@, т.е. оперение получилось двойное?

DedMazay
Правильно ли я понял:
в виде правильного прямоугольника, а затем, сложив его вдоль гармошкой, переднюю часть оперения — гармошки прижимаем к древку и подклеиваем скотчем.

Толку от него загнутого?, а так традиционщику кожу рассечет, с уступчиком просто ударяться о лук будет.

Использую армированный скотч для тройного оперения (выдерживает до сотни выстрелов с перчатки, страдает только при пробивании щита навылет — луки у нас под 60 фунтов, и стрелы грам по 35-40)
при необходимости легко меняется (но не в полевых условиях — выклейка тройного оперения из скотча требует аккуратности и терпения)
где-то в другой ветке было фото моих оперений — щас поищу

вот — нашел фото

здесь закладные из термоусадочной трубки, сейчас я от них отказался — кладу бандаж из нейлоновой нитки с проклейкой — так лучше

но все-таки натуральное оперение лучше.

и все-таки интересно бы фото того самого оперения, которое «гармошкой»

Надо до фотика добраться, тады без проблем

а я делал лук с рельсовой полкой и поетому жоское тройное оперение у меня жывет долго..делал его так же из скочча и кусочков пластика между его слоями..

Вот фотки наспех собранного оперенья
гармошка прихватываеться спереди скотчем

для легкого формирования гармошки внутрь каждого пера вклеиваиться по 2(в данном случаии красных) полоски 0.5см скотча, если середина пера направлена вправо(см. со стороны хвостовика) спин получ правый что дает доп. стабильность

http://alendil.narod.ru/Perja.htm — описан сильно крутой вариант оперения из скотча, живет, для скотча, достаточно долго, но долго и делать.

А вариант с гармошкой надо попробовать!

Ребяты, по моему вы занимаетесь ерундой. Фирменное пластиковое оперение стоит 300-400 рублей за пачку 100 штук. Его надо просто наклеить. А теперь сравните свои затраты сил и времени при возне со скотчем. Да и результат, знаете-ли. это ж «ужоснах». Кстати, автор указанной статьи с некоторых пор не делает перьев из скотча, он теперь пользуется американским индюком, как и все нормальные эльфы 😛

Я ценю мнение экономиста поскольку сам экономист по образованию, но глобализация и потребительское отношение меня очень печалят, затраты сил и времени на любомое дело(творчество) ето не издержки ето чистая прибыль 😊, зачем покупать дешевое оперенье если оно хуже по свойствам , изготовление снаряги задействует руки которые при данной тренировке будучи напрямую связанны с мозгом, тренируют на самом деле его, и это только вершина айсберга.

Мой вариант претендует на вечный(стрелу то переживет) а по времени при достаточной сноровке минуты в 4 легко уложиться

Вот это так получается со стороны ушка

P.S. А Результыт ниустроил эсчечический?

зачем покупать дешевое оперенье если оно хуже по свойствам

Однако в остальном я признаю свою неправоту. Действительно, зачем покупать готовое незадорого, если можно получить удовольствие от процесса самостоятельного изготовления, да еще и мозг свой есть шанс развить 😛 Главное, чтобы самому нравилось. А остальных не слушай, вздор все это.

Читайте также:  Как сделать мастику в домашних условиях из бумаги

А почему древко овальное?

Чтоб небыло недомолвок, как я понял разговор идет о подобном оперении?

Если да, то оно хуже ложится, если нет то нужна ссылка о каком оперенье говорилось.

З.Ы. тени лесных птиц
Несмотря седину, прочно угнездившуюся в волосах, мастер Бранеш оставался искуснейшим птицеловом провинции. Одна беда — не было наследника, способного перенять умения старика. Многие пробовали себя в качестве его учеников, однако всех претендентов он выставлял после первой же вылазки в лес, неважно, удачной или провальной. Годы шли, становилось ясно, что знание мастера уйдет из мира вместе с ним. В то время провинцией правил мудрый сатрап Зарикей, чьей страстью были сады певчих птиц. Многие из пленниц в садах были пойманы именно мастером Бранешем. Не желая терять столь ценное знание, Зарикей пригласил мастера-птицелова в свои палаты для разговора. Словно гостя из столицы встречали Бранеша — слуги расстилали дорогие ковры у его ног, прекрасные наложницы поили вином из ладоней и умащивали ароматными маслами, а после воины, облаченные в парадные доспехи, почетным эскортом провели мастера в беседку, расположенную посреди сада певчих птиц. ‘О, великий мастер Бранеш’, — начал приветственную речь Зарикей, — ‘слышишь ли ты чудесное пение, услаждающее уши, словно мед — уста? То поют птицы, пойманные твоими руками. Дошел до меня слух, что ты не желаешь обучать своему искусству, неужели у нас в провинции нет достойных молодых людей, способных перенять мастерство?’ Ничего не ответил мастер, лишь безмолвно слушал пение птиц, склонив голову набок. ‘Может быть, ты хочешь особенное вознаграждение за обучение, только намекни’, — продолжил сатрап после паузы. И вновь ничего не ответил мастер, вслушиваясь в птичьи трели. ‘А если не желаешь учить, расскажи хотя бы немому писцу, чтобы знание твое не кануло бесследно’, — почти просил Зарикей. Ответом ему было молчание. А потом Бранеш заговорил: ‘Не ради почестей пришел я во дворец, но ради тебя. Если пожелаешь, открою секрет мастерства, но, узнав его, ты сочтешь меня сумасшедшим, а когда поймешь все, люди сочтут сумасшедшим тебя’. Оскорбительными показались такие слова правителю, и он велел заточить мастера Бранеша в высокую башню без еды и питья. Каждый день приходил Зарикей к старику, однако тот молчал. На тринадцатый день птицелов поднял глаза на сатрапа, и прошептал пересохшими губами: ‘Никогда не гляди вверх: Птицы растворяются среди веток и листвы, скрываясь от взора: Никогда не слушай их пение: Эхо путает направление, обманывая слух: Лес скрывает птиц: Смотри себе под ноги: Единственное, что выдает птицу — ее тень: Птица не может избавиться от тени: Пока есть свет: И все равно: Ты можешь поймать только ту птицу, что ищет плена:’ Зарикей зачарованно слушал, а Бранеш облизнул губы, улыбнулся и продолжил: ‘Люди — тоже тени: Их мысли — лесное эхо: Так сказал мне учитель: А потом он умер:’ На лестнице послышался шорох, и Зарикей обернулся посмотреть, что происходит. Лестница была пуста. Вдруг его сознание пронзила острая, словно трехгранный стилет, мысль. ‘Но если люди — тени, что за птицы их отбрасывают?’ — почти прокричал он, поворачиваясь обратно к Бранешу. Однако в комнате больше никого не было. Только пылинки плыли в лучах солнца, отбрасывая крошечные тени. Пошатываясь, словно захмелевший солдат, сатрап Зарикей покинул башню. Когда слуги спросили его о Бранеше, повелитель солгал им, что отпустил старика. ‘Почему я обманываю их’, — думал он, — ‘ведь я могу делать все, что пожелаю? Почему не могу сказать им правду?’ Однако словно какая-то неведомая сила вела его, будто птица перелетала с ветки на ветку, а тень ее скользила по земле. Тринадцать дней сатрап не находил себе места, расхаживая по покоям дворца, словно запертый тигр. А на четырнадцатое утро он исчез. Исчезли и его певчие птицы — кто-то выпустил их из клеток в саду. Впрочем, многие из них вскоре вернулись обратно, но не Зарикей. ‘Правитель сошел с ума и бежал ночью’, — шептались слуги, однако никто не знал, что же именно произошло. Вскоре из столицы приехал новый сатрап, и постепенно происшествие с любителем птиц стерлось из памяти. Много лет спустя купцы, привозящие изумруды от подножия Северных гор, рассказывали о славном мастере-птицелове по имени Зарикей, не желавшем брать учеников. Многие пытались познать его мастерство, однако всех претендентов он изгонял после первой же вылазки в лес — неважно, удачной, провальной ли:
И правда овальное.

Если да, то оно хуже ложится, если нет то нужна ссылка о каком оперенье говорилось.

На представленном фото далеко не лучший образец пластикового оперения. Однако «ложится» оно прекрасно, особенно если пользоваться пероклейкой. Вот более достойный образчик оперений: http://www.vmaxvanes.com/products.aspx?header=1&vmax=features
Впрочем, их немало, и всегда есть из чего выбрать.

P.S. Притча неплоха, однако я бы порекомендовал ее потереть, ибо она будет расценена как флуд не по теме.

Я имел ввиду ложиться при выстреле а не прикладываеться при наклейке.

P.S. Если кто-то притчи считает флудом, то мне с такими людьми непопути.

Да неее. Никуда ничего не ложится при выстреле. Нормально все с перьями пластиковыми. Их в общем-то спецом для этого разрабатывают, чтобы с ними ничего такого не происходило. По приведенной ссылке есть даже результаты тестов на картоне. Мол, стреляли стрелами с такимим перьями через 8 слоев картона. После 12 выстрелов с перьями ничего не случилось, только немного кромка помялась.

натуральное перо и гармошка складываються при выстреле когда задевают ручку и респрямляються когда проходят дальше. 😊

Источник