Меню

Филимоновская свистулька сделать из пластилина



Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки»

Дарья Кочетыгова
Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки»

Конспект ООД по лепке

Тема: Филимоновские игрушки-свистульки

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путм ознакомления с филимоновской игрушкой.

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овала или цилиндра.

-развивать воображение, чувство формы. -воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Материалы, инструменты,оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? У нас в группе есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, веслые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Рассказ «Как появилась филимоновская игрушка» сопровождается показом демонстрационного материала.

Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из не горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за не, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – е еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьм –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись.Используют три главных цвета: красный, жлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжнной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звздочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц — курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует — значит, делали ее добрые руки.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте е вместе откроем. Посмотрите здесь письмо. «Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!» А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас вс получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте ровно по линии.

Тик-так,тик-так — все часы идут вот так: тик-так

(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Читайте также:  Что можно сделать своими руками из пластилина 10 лет

Смотри скорей,который час: тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачиваются в такт маятнику)

Налево — раз, направо — раз мы тоже можем так

Тик-так, тик-так, тик-так

(повороты туловища по тексту, руки на поясе).

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух! Создан для парада!

Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!

Глазки—щлки! Очи зорки! Голосок соловушки!

На цветные прышки!

Воспитатель: Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка «волшебной» глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть «волшебной» глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

На следующий день, после окончательного высыхания наших петушков, мы с детьми раскрасили их гуашевыми красками.

Конспект интегрированной комплексной ООД «Дары природы» (средняя группа) Конспект интегрированной комплексной ООД на тему: «Дары природы» по ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое» (средняя.

Конспект итогового занятия по лепке «Божья коровка» (средняя группа) Конспект итогового занятия по лепке «Божья коровка» Средняя группа (4–5 лет) Тема: «Божья коровка» Программное содержание: продолжать учить.

Конспект ООД по математике «Порядковый и количественный счет» (средняя группа) Тема: Порядковый и количественный счет. Программные задачи: Образовательные: Продолжать учить порядковому счету в пределах 5; Формировать.

Конспект ООД по физической культуре «Белочка в гостях у ребят» (средняя группа) Конспект ООД по физической культуре «Белочка в гостях у ребят» (средняя группа). Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Новикова.

Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию «Родились у нас котята» (средняя группа) Подготовила и провела воспитатель Голикова И. Б. МБДОУ «Детский сад №67 «Улыбка» г. Тамбов Цель: Содействовать формированию элементарных.

Вторая младшая группа Конспект ООД по сенсорному развитию детей на основе дидактических Тема: «Игрушки» Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: Образовательные: -Упражнять в умение различать и называть.

Конспект занятия по лепке «Фрукты для зайчат» (средняя группа) фрукты для зайчат. Задача. Побуждать детей к лепке тех фруктов, которые им знакомы. Развивать желание с помощью стеки добиваться правильного.

Конспект ООД по лепке «Рыбки плавают в аквариуме». Первая младшая группа Цель: Формирование интереса к работе с пластилином Задачи: Образовательная: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Конспект ООД по лепке «Весёлые клоуны» (старшая группа) Цель: развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества. Программные задачи: формировать умение передавать простое.

План-конспект НОД по лепке «Танк». Средняя группа Цель: закрепление умения детей лепить танк, правильно передавать его форму и пропорции. Задачи: Образовательные: упражнять детей в приемах.

Источник

Филимоновские игрушки — конь, козёл и баран

Статья из серии»Изучаем народные ремёсла и промыслы»

Особенности филимоновской игрушки

В этой статье рассматриваем с точки зрения формы – типические особенности филимоновской росписи будем подробно обсуждать когда разберёмся со способами лепки.

А сейчас рассмотрим одну из характерных моделей на наиболее типичном и распространённом варианте – филимоновская игрушка конь. На этой основе можно создать множество других животных – оленей, козлов, баранов, даже собак. Все они скроены по одной мерке — узкое в талии туловище, четыре одинаковых крепких конических ноги, очень длинная, широкая и крепкая шея. Морда уточкой (в отличие от дымковских игрушек, у которых в основном морда в форме валенка) уши у филимоновских зверей обычно не по бокам головы, а прямо на макушке. Ещё одна особенность – хвост. Эти игрушки ведь изготавливались традиционно в качестве свистулек, и именно в хвосте и находится свисток. Поэтому круп всех филимоновских игрушек обычно вздут и хвост торчит короткой трубкой. Таков типичный филимоновский конь(лошадка). Мы на такой основе слепим и козла.

Лепим скульптурным способом из одного куска. От себя скажу – настоящие глиняные игрушки, возможно, мастера и собирают по частям, но мне скульптурный способ лепки нравится несопоставимо больше, и, когда есть возможность, я обязательно пользуюсь именно им. А упираться в традиции не считаю так уж обязательным хотя бы потому, что уже материал для игрушки не глина, так что наши модели в любом случае не являются точной реконструкцией настоящей доподлинной народной игрушки.

Читайте также:  Как сделать пластилин из кукурузной муки и кондиционера

Как слепить из пластилина филимоновскую игрушку — коня

Берём кусок пластилина побольше и придаём ему яйцевидную или каплевидную форму, то есть – один конец уже, а другой намного массивнее.

Намечаем четыре ноги – пока просто в виде выступов. Начинаем вытягивать шею и, одновременно, удлиняем ноги и сразу придаём им характерную коническую форму.

А откуда это мы берём материал на создание таких крупных ног? А из туловища – пластилин с «талии» перегоняем в ноги, в шею и так же сразу обозначаем вздутый круп – сам свисток делать не станем, но форму соблюдём.

Теперь займёмся головой – шея уже достаточно длинна, придаём ей характерный гордый изгиб и на конце её формируем морду с цилиндрическим носом.

Стеком делаем разрез рта – нос слегка приподымается. Нарисуем ноздри и глаза. Филимоновская игрушка – конь готов. Теперь часть пластилина перегоняем на темя и формируем крутые рога — вот вам и козёл.

Полюбовавшись и дав козлу из пластилина побыть собой, переделаем его в барана. Рога слегка сплющиваем и завиваем в тугие рулоны – пожалуйста, филимоновская игрушка баран:

Как слепить из пластилина филимоновские игрушки — коня, козла и барана вам рассказала Марина Новикова.

Источник

Мастер-класс «Дымковские и Филимоновские игрушки из пластилина»

Низамова Танзиля Халиловна
Мастер-класс «Дымковские и Филимоновские игрушки из пластилина»

Дымковские игрушки делают в городе Кирове. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут» стан, ручки, головку и украсят оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки»при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время „оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, — „обеливание». Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая — фуксин,сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая — для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные,что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий „потешный» стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.

Филимоновская игрушка — д. Филимонова, г. Одоев, Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц.Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу — при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «садится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что «свистульки» были богатыми невестами. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый — получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жарный» (оранжевый).Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры,особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Читайте также:  Из чего сделать скульптурный пластилин

Попробуем слепить дымковские барышни и филимоновскую лошадку из пластилина.

Для лепки нам понадобиться каркас — верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Размазываем пластилин тонким слоем.

Добавляем красивый фартучек.

Формируем голову и руки.

Делаем для куклы красивую прическу.

Украсим прическу шляпкой.

Полученную куклу сначала грунтуем, затем покрываем белой краской.

Теперь можно создавать рисунок на платье, используя элементы дымковской росписи.

Таким-же образом изготовим лошадку и барышню с коромыслом и ведрами.

Для лошадки используем в качестве туловища яйцо из киндер-сюрприза.

К туловищу добавляем ноги, голову. гриву и хвост.

Полученные фигурки грунтуем, покрываем белой краской.

Для раскрашивания лошадки используем элементы филимоновской росписи.

Получились красивые игрушки!

Прикреплённые файлы:

dymkovskie-i-filimonovskie-igrushki_sppd8.ppt | 20735 Кб

Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Дымковские игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронеж Воспитатель: Лохманюк.

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Тема НОД: «Дымковские игрушки» Автор разработчик: Мезенцева Светлана Викторовна Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дымковские игрушки» Конспект ООД с воспитанниками средней группы ОО «Познавательное развитие» Познавательное развитие Тема: «В гостях у народных умельцев».

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи. Учить.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Мастер-класс «Дымковская кукла из пластилина» Идея возникла так! Купила я дочке шоколадное яйцо с сюрпризом,шоколад она съела, а футляр от яйца остался. И решили мы сделать Дымковскую.

Мастер-класс «Овечка из ваты, пластилина и киндер-игрушки» Предлагаю вашему вниманию поделку из ваты, пластилина и киндер игрушки: «Овечка». Овечку с удовольствием могут сделать дети дошкольного.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок» В лесу живут совы. У них очень большие глаза, очень крепкие клювы и цепкие когти. Днем совы прячутся в дупле, а ночью охотятся на маленьких.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3. Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов. Знакомить детей с традиционным русским промыслом дымковской игрушкой; с элементами.

Источник