Меню

Филимоновская игрушка как сделать с детьми из пластилина



Лепка во второй младшей группе «Филимоновская игрушка»

Ирина Никитина
Лепка во второй младшей группе «Филимоновская игрушка»

Лепка во второй младшей группе «Филимоновские свистульки- игрушки»

Задачи: познакомить с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность; формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров; учить лепить курочку (петушка, раскатывая столбик и сгибая дугой (голова, хвостик, вытягивать пальчиками клюв и прищипывать гребешок.

Интеграции образовательных областей: познавательное, речевое развитие

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: 4-5 филимоновских игрушек (курочка, петушок, медведь, барыня, лиса, пластилин белого цвета (или соленое тесто); дощечки, стеки, салфетки, альбом «Филимоновские игрушки».

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель показывает детям филимоновские игрушки и рассказывает:

— Ребята, это не простые игрушки, а расписные и называются они филимоновские игрушки- свистульки. Делают такие игрушки из глины, а глину выкапывают из земли. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая. Лепят из нее петушков и курочек, лошадок и козликов, медведей и других зверушек. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему – то удивляются, что похожи на длинношеих жирафов. Все они не простые игрушки, а свистульки и в них можно посвистеть (показ). А еще такие игрушки называют расписные, потому что они расписаны яркими узорами. Украшают их цветными полосками, а еще ягодками и цветами. И краски берут яркие – желтые, красные, зеленые. Ребята, давайте и мы с вами будем лепить игрушки – курочку или петушка, кто кого захочет.Но сначала мы с вами поиграем:

Как у наших петушков

Много красных гребешков, (дети складывают ладошки над головой)

Разноцветных перышек, (машут ручками, как крыльями)

Шелковых бородушек. (гладят ручками по подбородку)

Любят наши петушки

Поклевать горошинки, (дети садятся на корточки)

Поклюют, поклюют (делают вид, что клюют)

Важничают, ходят, (дети начинают ходить)

Красоту наводят. (высоко поднимая ноги)

Вправо, влево повернутся, (шаги вправо и влево)

А затем перевернутся. (поворот вокруг себя)

Кукарекать любят громко

И выходит это звонко

Вот я сейчас гулять пойду» (кричат как петушки) .

Воспитатель приглашает детей за столы. Сначала спрашивает как выглядит петушок (есть голова, хвостик, клюв, гребешок),затем поясняет:

-Лепить будем из одного кусочка пластилина. Раскатаем столбик (колбаску) и согнем дугой — вот голова, а вот хвостик. Вытянем пальчиками клюв, прищепим гребешок, сплющим хвост. Вставим глазки из бусинок- птичка готова. Слепим подставку и прижмем к ней нашу птичку. Вот так.

Дети рассматривают со всех сторон игрушку, вылепленную воспитателем, и сами начинают лепить птичку (курочку). Затем игрушки выставляются на стенд. В заключении можно провести индивидуальные беседы с детьми и пальчиковую гимнастику.

Стадо слышите идет, выходите из ворот, девочки! (топот)

У коров круглы бока (показ «Рожки»)

Надоите молока, девочки (движение рук «доим корову»)

За работу пастушку, дайте сыру, творожку, девочки! (дудим в дудочку)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: способствование эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства. Задачи: • продолжать знакомить с народным промыслом.

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Пирамидка» Художественно – эстетическое развитие во второй младшей группе Лепка «Пирамидка» Интеграции о. о. : познавательное, речевое развитие. Задачи:.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. Научить.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Лепка бубликов, баранок» Тема: «Лепка бубликов, баранок» Цель: Учить детей свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу).

Конспект занятия во второй младшей группе. Русская народная игрушка «Матрешка» Задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству; Учить детей рассматривать матрешку, составлять описательный рассказ; Закреплять навык.

Лепка во второй младшей группе «Снеговик» Лепка во 2 младшей группе «Снеговик» Цель: формировать умение у детей передавать образ снеговика (из пластилина). Задачи: воспитывать у.

Лепка во второй младшей группе «Елочка» Цели : Создать условия для закрепления знаний о ёлке, развивать цветовосприятие, учить детей изображать ёлочку (пластилинография, используя.

Читайте также:  Как сделать суп для кукол из пластилина

Непосредственно-образовательная деятельность по лепке «Бублики-баранки» во второй младшей группе Тема: Бублики-баранки Образовательные задачи: — закреплять умение разделять столбик (цилиндр) на две части и замыкать в кольцо; — формировать.

Проектная деятельность во второй младшей группе «Спички детям не игрушка» Проектная деятельность во второй младшей группе «Спички детям не игрушка» 1-й слайд: Автор проектной деятельности во второй младшей группе.

Сколько на ёлочке шариков цветных! (Лепка во второй младшей группе) Задачи: учить детей изображать праздничную ёлочку. Совершенствовать технику лепки, раскатывая пальцами маленькие шарики развиваем мелкую.

Источник

Филимоновские игрушки — конь, козёл и баран

Статья из серии»Изучаем народные ремёсла и промыслы»

Особенности филимоновской игрушки

В этой статье рассматриваем с точки зрения формы – типические особенности филимоновской росписи будем подробно обсуждать когда разберёмся со способами лепки.

А сейчас рассмотрим одну из характерных моделей на наиболее типичном и распространённом варианте – филимоновская игрушка конь. На этой основе можно создать множество других животных – оленей, козлов, баранов, даже собак. Все они скроены по одной мерке — узкое в талии туловище, четыре одинаковых крепких конических ноги, очень длинная, широкая и крепкая шея. Морда уточкой (в отличие от дымковских игрушек, у которых в основном морда в форме валенка) уши у филимоновских зверей обычно не по бокам головы, а прямо на макушке. Ещё одна особенность – хвост. Эти игрушки ведь изготавливались традиционно в качестве свистулек, и именно в хвосте и находится свисток. Поэтому круп всех филимоновских игрушек обычно вздут и хвост торчит короткой трубкой. Таков типичный филимоновский конь(лошадка). Мы на такой основе слепим и козла.

Лепим скульптурным способом из одного куска. От себя скажу – настоящие глиняные игрушки, возможно, мастера и собирают по частям, но мне скульптурный способ лепки нравится несопоставимо больше, и, когда есть возможность, я обязательно пользуюсь именно им. А упираться в традиции не считаю так уж обязательным хотя бы потому, что уже материал для игрушки не глина, так что наши модели в любом случае не являются точной реконструкцией настоящей доподлинной народной игрушки.

Как слепить из пластилина филимоновскую игрушку — коня

Берём кусок пластилина побольше и придаём ему яйцевидную или каплевидную форму, то есть – один конец уже, а другой намного массивнее.

Намечаем четыре ноги – пока просто в виде выступов. Начинаем вытягивать шею и, одновременно, удлиняем ноги и сразу придаём им характерную коническую форму.

А откуда это мы берём материал на создание таких крупных ног? А из туловища – пластилин с «талии» перегоняем в ноги, в шею и так же сразу обозначаем вздутый круп – сам свисток делать не станем, но форму соблюдём.

Теперь займёмся головой – шея уже достаточно длинна, придаём ей характерный гордый изгиб и на конце её формируем морду с цилиндрическим носом.

Стеком делаем разрез рта – нос слегка приподымается. Нарисуем ноздри и глаза. Филимоновская игрушка – конь готов. Теперь часть пластилина перегоняем на темя и формируем крутые рога — вот вам и козёл.

Полюбовавшись и дав козлу из пластилина побыть собой, переделаем его в барана. Рога слегка сплющиваем и завиваем в тугие рулоны – пожалуйста, филимоновская игрушка баран:

Как слепить из пластилина филимоновские игрушки — коня, козла и барана вам рассказала Марина Новикова.

Источник

Как сделать филимоновскую игрушку из пластилина

Этот вид прикладного промысла имеет своим особенности. В частности, для него характерны вытянутые пропорции одновременно с мягкими формами. Мы сделаем в этом мастер-классе из пластилина лошадку, чтобы иметь представление о том, что такое филимоновская игрушка.

Для создания филимоновской игрушки приготовим:

  • — набор обычного пластилина и дополнительно белый скульптурный пластилин;
  • — стеку пластмассовую.

Сначала подготовим общую форму нашей будущей игрушки. Ее вылепливаем из белого скульптурного пластилина. На данном этапе это будут общие очертания лошадки вытянутой формы.

Затем добавляем ушки.

Сделаем гриву нашей филимоновской лошадке.

А в задней части добавим небольшой хвостик. У настоящих глиняных игрушек здесь, как правило, располагается свисток.

Далее займемся украшением нашей поделки. Основными цветами пластилина в этом случае будут красный, желтый и зеленый. Из пластилина этих расцветок готовим тонкие жгутики.

Читайте также:  Как сделать из пластилина дракона схема

Но предварительно сделаем копыта нашей лошадке. Для этого воспользуемся кусочками желтого пластилина.

Затем начинаем добавлять жгутики, сначала крепим их в нижней части ног лошадки.

Сделаем дополнительное украшение из пластилина желтого и красного цвета. Это будут желтые полоски с красными точками на них.

Продолжаем украшать нашу филимоновскую игрушку тонкими яркими жгутиками.

Продвигаемся ближе к вытянутой шее. Здесь между жгутиками мы добавили небольшие кружочки красного пластилина.

Украшаем мордочку лошадки. На кончик добавляем желтый пластилин, а ушки делаем красными.

Продолжаем добавлять жгутики, ими оформляем гриву лошадки. А из черного пластилина делаем глазки, ноздри и рот.

По такому же принципу украшаем всю поделку. Такая филимоновская игрушка из пластилина получилась.

Источник

Игрушка Поделка изделие Лепка Создание филимоновской игрушки из пластилина Пластилин

Он играет на гармошке,

А я рядышком сижу.

Про любовь поёт частушки,

Я в руках цветок держу.

Идея сделать из пластилина филимоновскую игрушку возникла сразу же после дымковских «пластилинчиков».

Обычно филимоновская игрушка — это свистулька. Но я сделала обычные пластилиновые фигурки.

Вот парочка — козочка и козлик. Козочка лепилась на основе из пластиковой бутылки. Жгутики-колбаски из пластилина наклеивались на основу и размазывались. Картинки козочки и козлика подсмотрела на просторах интернета. И влюбилась в эту парочку.

Роспись — акриловыми красками. Вид сзади.

Милые голубки, не налюбуются собой!

К нашей парочке так и просится лошадка. Петушка слепила раньше, он скучал среди дымковских игрушек.

Вот такая получилась мини-коллекция, которая требует дальнейшего пополнения.

Ну и напоследок была сделана кисуня, которая теперь живёт вместе с ними. Конечно, это не филимоновская киска, так, случайно приблудилась)

Источник

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»

Елена Елисеева
Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

развивать чувство цвета и формы;

воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

Ход НОД

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н. В. Денисова «Филимоновская игрушка» Дети подходят к воспитателю.

— Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ. Дети садятся.

II. Основная часть

— По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

— Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

— Какие эти игрушки?

— Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист. Дети свистят в свистульки

Читайте также:  Как сделать клодин вульф из пластилина

— Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

— Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?

— Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают.

— Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

— Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)

— Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

— Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Проводиться русская народная игра «Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое — один с колокольчиком, другой —

с завязанными глазами.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Дети лепят игрушки-свистульки, затем украшают их узорами.

III. Заключительная часть

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку.

— Что нового и интересного вы узнали?

— Какие моменты вам больше понравились и почему?

— Кто такие народные умельцы?

«О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Игрушки-соловьи!» Ответы детей.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Конспект НОД по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки,.

Конспект занятия «Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе Конспект занятия на тему:«Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе. Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с творчеством.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе «Башкирский конь Акбузат». Задачи:1. — Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИ Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИЗ подготовил.

Лепка «Дымковская игрушка» Конспект занятий в средней группе по художественному творчеству «лепка» » дымковская игрушка». Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской.

Лепка в подготовительной группе. Учимся лепить зайцев Конспект образовательной деятельности по области «художественное творчество»: лепка в подготовительной группе Тема: Учимся лепить зайцев.

НОД «Лепка котика» в подготовительной группе Непосредственная образовательная деятельность. Тема: лепка котика Задачи: образовательные – закрепление навыка лепки по частям, из целого.

Рисование в младшей группе «Филимоновская игрушка» Тема: Филимоновская игрушка Цель:Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Сюжетная лепка в подготовительной группе «Наездницы и наездники на коне» Задачи:Учить детей составлять из вылепленных фигурок композицию. Закреплять способ лепки из цилиндра (валика,надрезанного с двух концов.

Источник